Ежегодный фестиваль театра

«Три ступени лаборатории»

— Персонаж в поисках себя —
С 26 февраля по 4 марта в театре «Школа драматического искусства» прошел V Ежегодный фестиваль «Три ступени лаборатории».

На протяжении недели в разных залах театра в интенсивном творческом режиме проходили показы лабораторных, экспериментальных работ актеров, режиссеров и музыкантов театра. Каждый год «Три ступени лаборатории» – это время художественного поиска и неожиданных театральных открытий.

Программа фестиваля

26
ФЕВРАЛЯ

Понедельник

Открытие выставки «Общности»

 

26
ФЕВРАЛЯ

Понедельник

Путешествие Пушкина в Африку

Автор и режиссерМихаил Уманец
Художник — Мария Бутусова
Хореограф — Дмитрий Масленников
Музыкальный руководительСветлана Анистратова

Пушкин никогда не выезжал за пределы России. А вдруг, перед смертью, он мыслями умчался на Родину своих предков, пронесся над миром? Но очень быстро, не успев и насладиться этой свободой…

Фантастическая поэма из обрывков текстов Пушкина, Бродского и музыкальных произведений Чайковского, Генделя, Рахманинова, Хачатуряна.

16Зал «Тау-зал». Начало в 19:00Премьера

Зритель Кети Долидзе (режиссер):

«Я думаю, что здесь видна такая школа великолепная, пройденная Мишей: тут и Гаркалин, самое главное — тут и Крымов, и Васильев. В этих стенах, с такими традициями, наверное, по-другому не может быть. Миша — очень талантливый человек! И  участие хора – великолепно. Поздравляю!»

27
ФЕВРАЛЯ

Вторник

Разговоры в темноте

Автор пьесы и текстов песен — Ира Гонто
РежиссерИра Гонто
Музыкальный руководительЕкатерина Серебринская

Три женщины читают друг другу не отправленные письма к мужчине, которого ждут так долго, что уже не уверены, что он существует. Ждут его так долго, что уже сомневаются в своем собственном существовании. Ожидание, ставшее целью, растворяет реальность в воображении и превращается в творчество, врывающееся в ткань спектакля песнями, в которых чувства героинь достигают высшей точки. «Наша несостоявшаяся встреча прекрасна своей неосуществленной возможностью», – говорит одна из них, обращаясь к тому, кто ее никогда не услышит.

Участники

Надя — Варвара Мишина
Вера — Ира Гонто
Люба — Елизавета Юрьева

Музыканты группы «Парк птиц»
Николай Марков (бас-гитара, гитара)
Константин Скворцов (фортепиано)
Антон Телков (флейта, уд, губная гармоника)

Вокал
Юлия Лукьянова
Екатерина Серебринская

16Зал «Глобус». Начало в 19:00Премьера

27
ФЕВРАЛЯ

Вторник

Говорит Москва

Юлия Поспелова
РежиссерЗаслуженный артист РФ Александр Огарев

Пьеса о взрослении девочки, которая постепенно осознает, что является дочерью тирана. В поэтической строфе Юлии Поспеловой проступает судьба Светланы Аллилуевой, дочки Сталина. Жанр пьесы трансформируется от идиллических картинок райского детства до мрачного хоррора.

16Зал «Грот-зал». Начало в 20:00Премьера

Юлия Поспелова, автор пьесы:

«Зрители смеялись. Это странно. Для меня это история взросления ребенка из непростой семьи. История трагическая. И выбранный режиссером способ рассказать эту историю меня удивил. В хорошем смысле. Выстраивать со зрителем коммуникацию через смешное проще и естественнее. Понравились актеры, очень совпали с моим представлением о героях пьесы. Текст не только проговаривался: те ритмы, которые есть в пьесе, они что ли отыгрывались пластически. Это интересно. Надеюсь, что эскиз станет полноценным спектаклем. Режиссеру и актерам спасибо».

28
ФЕВРАЛЯ

Среда

О мышах и людях

По повести Джона Стейнбека. Перевод Виктора Хинкиса.
РежиссерИван Орлов

В пространстве, выжженном от чувств и мечтаний, где у кого-то потерян смысл пути, а у кого-то умерло желание в его осуществлении, среди бродячих героев, которые больше никуда не пойдут, оказываются два персонажа с мечтой невыносимо чистой и прекрасной, с мечтой предельно далекой от реальности. Два персонажа, способные раскачать устоявшийся мирок. И неважно, достигнут ли путники цели, важно, что они способны на путь. Девять актеров и один музыкант проведут по страницам повести Джона Стейнбека.

16Зал «Грот-зал». Начало в 19:00Премьера

28
ФЕВРАЛЯ

Среда

Пер Гюнт (вторая часть)
4-е действие

Хенрик Ибсен
Авторы проекта и исполнителиОльга Бондарева и Евгений Поляков
CценографияОльга Левенок, Евгений Поляков
CветТарас Михалевский

«Мы решились на смелый эксперимент представить поэму „Пер Гюнт“ без купюр. Оригинальность нашего решения заключается в том, что это будут делать всего два актера. В этот вечер мы хотим представить четвертое действие поэмы: зрелость Пера Гюнта. Мы отправляемся в путешествие вместе с героем, который в стремлении найти Себя оказывается то аферистом, то страстным влюблённым, то царем в сумасшедшем доме. В то время, на другом конце света, все сильнее звучит песня любви Сольвейг».

Авторы проекта 

16Зал «Тау-зал». Начало в 20:00Премьера

1
марта

Четверг

Королева красоты

Мартин Макдонах
Коллективное сочинение

В горах Линейна есть красивейшее местечко, второго такого на всем свете не найдешь. Открой окно, да смотри, вот тебе и Ирландия. Здесь красиво, только слепой не увидит, как здесь хорошо. Горы, все зеленое, люди такие общительные. Но все все друг про друга знают… Раз чихнешь, так двадцать лет тебя потом дразнить будут. Разве это нормально? Но людям, живущим там, до лампочки как кого зовут: Доли или Хооли, или Хили, отец Уэлш или Уолш. Все мечтают уехать в Англию… ну, или в Америку.

16Зал «Грот-зал». Начало в 18:00Премьера

Александр Дронов, композитор, музыкант:

«Всегда мечтал посмотреть «Королеву красоты» по пьесе Мартина Макдонаха. До этого был знаком только с его киноработами и когда–то видел фильм по его пьесе «Человек–подушка». Пьеса поставлена прекрасно! Черное соседствует с белым, есть и грусть, и веселье — они рядом. Замечательная работа, спасибо артистам!»

1
марта

Четверг

Доктор сада

Нина Садур
Режиссер
– Заслуженный артист РФ Игорь Яцко
ХудожникОльга Левенок

Пьеса рассказывает об утраченной молодости, о кризисе и необходимости преодолеть этот кризис, вернуть молодость.  Возможно ли это? Вопрос остается открытым…

«Мне хотелось найти современную пьесу. Но такую, где сохраняется нить между традициями русского театра и современностью. Пьеса Нины Садур мне понравилась, потому что ее язык поэтичен, и для меня важна аналогия с «Вишневым садом» Чехова. Сад – как аллегория человека, его жизни, его души, нуждающейся в лечении, в работе над собой».

— Игорь Яцко

16Зал «Тау-зал». Начало в 20:00Премьера

Нина Садур, автор пьесы:

«Сегодня в ШДИ играли „Доктора сада“ в постановке Игоря Яцко. Это был дебют одной из моих последних пьес. Мне хотелось написать такую пьесу — в традиции русского классического театра. Но я не знала, возможна ли постановка такой пьесы сегодня. А когда увидела работы Яцко (от „Каменного ангела“ до „Мертвых душ“), то сразу предложила именно ему своего „Доктора“. И, признаюсь, я сразу знала, что это будет безупречный, аристократический спектакль. И так и вышло! Актеры: Мария Зайкова, Игорь Яцко, Иван Товмасян абсолютны в своём проникновении в мою вещь. Как будто о них я и думала, когда писала… Я хочу сказать, что это роскошь и драгоценность — такое вот творчество. Спасибо вам, дорогие!»

2
марта

Пятница

Председатели земного шара

Ольга Погодина-Кузмина 
РежиссерЗаслуженный артист РФ Александр Огарев
ХореографАнастасия Кадрулева
ХудожникОльга Левенок

Пьеса-путешествие по судьбам двух поэтов: Маяковского и Хлебникова, объединенных футуристической молодостью и небывалой поэтической амбицией, заявленной в совместном манифесте — стать в прекрасном будущем председателями земного шара. Трагический дайджест о великанах духа и о безумной мечте о красивом, освобожденном человечестве. Эпоху, когда властителями дум были поэты, представляют также Лиля и Осип Брики, а также Мария — собирательный образ всех женщин Маяковского.

16Зал «Глобус». Начало в 19:00Премьера

Ника Пархомовская, продюсер и театральный критик,
обозреватель журнала "Театр":

«Споры о том, была Лиля Брик музой или злым гением, банальной вертихвосткой или выдающейся женщиной, красавицей или чудовищем не утихают и поныне, спустя много лет после ее смерти. Режиссер Александр Огарев считает, похоже, что в Лиле было намешано много разного, как и в «председателях земного шара»: Маяковском и Хлебникове – гениях и невротиках, истовых и невыносимых. В «Глобусе» два часа разыгрывается мелодрама, в которой поэты любят сильно, много и страстно, «совершенно, как живые люди». И это самое сильное в этой работе – убедительно воссозданная жизнь тела, иногда перемежаемая жизнью духа».

2
марта

Пятница

Достоевский. Бесы. Вечер первый
Диалоги и линии.

Ф. М. Достоевский
Режиссер
– Заслуженный артист РФ Игорь Яцко

«В работе над «Бесами» Лаборатория прошла уже достаточно большой путь, на предыдущем фестивале в течение четырех вечеров мы показывали отдельные сцены из романа, представленные через метод игрового театра.

В этом году ракурс лабораторных показов я определил как Диалоги и Линии.
Диалоги у Достоевского написаны как дуэли, поединки. Над самыми лучшими, избранными диалогами мне хочется поработать с актерами. Углубиться в остроту не внешнего образа, а самого диалога.

Линию каждого персонажа в романе можно представить как отдельную, самостоятельную пьесу: пьесу о Степане Трофимовиче Верховенском, пьесу о Ставрогине… Выбирая и отдельно изучая линии основных персонажей, мы обретаем новый сценический охват романа».

Руководитель Лаборатории Игорь Яцко

Участники

Актеры Лаборатории Игоря Яцко

16Зал «Грот-зал». Начало в 20:00Премьера

Елена Соломински, журналист:

«Этот театр оправдывает свое название, потому что это прекрасная „школа“, которая каждым словом, каждым жестом, каждым пластическим этюдом пробирает до мозга и до костей, а то, что здесь рождается новое поколение, — это потрясает, наверное, даже больше, чем Достоевский. На таких репетициях ты видишь уникальную преемственность школы, ведь, насколько я поняла, здесь были и профессиональные артисты, и начинающие студийцы, ученики. И этот уровень очень ощутим! Всегда хочется приходить в этот театр, в котором столь сильно ощущение школы и „молитвы о театре“!»

3
марта

Суббота

Достоевский. Бесы. Вечер второй
Диалоги и линии.

Ф. М. Достоевский
Режиссер
– Заслуженный артист РФ Игорь Яцко

«В работе над «Бесами» Лаборатория прошла уже достаточно большой путь, на предыдущем фестивале в течение четырех вечеров мы показывали отдельные сцены из романа, представленные через метод игрового театра.

В этом году ракурс лабораторных показов я определил как Диалоги и Линии.
Диалоги у Достоевского написаны как дуэли, поединки. Над самыми лучшими, избранными диалогами мне хочется поработать с актерами. Углубиться в остроту не внешнего образа, а самого диалога.

Линию каждого персонажа в романе можно представить как отдельную, самостоятельную пьесу: пьесу о Степане Трофимовиче Верховенском, пьесу о Ставрогине… Выбирая и отдельно изучая линии основных персонажей, мы обретаем новый сценический охват романа».

Руководитель Лаборатории Игорь Яцко

Участники

Актеры Лаборатории Игоря Яцко

16Зал «Грот-зал». Начало в 15:00Премьера

3
марта

Суббота

Ганди молчал по субботам

Анастасия Букреева
РежиссерЗаслуженный артист РФ Александр Огарев

Притча о постепенно проявляющем себя новом «рассерженном поколении». В отличие от сэленджеровского героя, Мот Анастасии Букреевой свой горький юмор и протест прячет во внутренних монологах. По сюжету Мот почти все время молчит, хотя отвечает каждому вступающему с ним в контакт яркими и ироничными высказываниями, которые как бы не слышны ни родственникам, ни случайным встречным. Юноша впечатлен количеством мирового вранья и сопутствующей ему боли. Ответом этому вопиющему несовершенству становится буддийское молчальничество молодого человека, а идеальным существом в иерархии Мота оказывается бомж из подземного перехода Лиза.

16Зал «Тау-зал». Начало в 18:00Премьера

Анастасия Букреева, автор пьесы:

«Ганди» — моя любимая пьеса, поэтому все, что с ней происходит, я стараюсь смотреть. То, что этот эскиз отключил меня от текста и я смогла увидеть его со стороны — бывает достаточно редко и сейчас это произошло. Я очень счастлива, очень рада. Я удивлена, что 18 страниц можно превратить в такое полотно. Какие-то вещи Александр Огарев развернул полнее, что-то добавил, какие-то детали. И это работает! Сегодня я впервые увидела, как эту пьесу можно разыграть сценически, и я безумно благодарна Александру Огареву и всем актерам!»

4
марта

Воскресенье

О любви и смерти

Автор идеи и музыкальный руководительЕлена Амирбекян

Эта музыкально-поэтическая программа посвящена вечной теме искусства – Любви и Смерти.

«Ключевым сочинением композиции, потянувшим за собой всё остальное, является вокальный цикл для голоса и фортепиано «Песни и пляски смерти» М.П.Мусоргского на слова А.А.Голенищева-Кутузова. Цикл состоит из четырех песен, и это не только гениальная музыка, это очень выразительные диалоги, пронзительные драматические сцены. Как и большинство камерных вокальных сочинений Мусоргского, этот цикл настолько театрален, что исполнение его на сцене драматического театра представляется едва ли не более логичным и естественным, чем в стенах филармонии. Главное действующее лицо цикла – Смерть, она появляется в каждой песне и всякий раз в новом обличье. Но в то же время все эти песни и о Любви.

Кроме Мусоргского в программе прозвучит музыка Шуберта, Глинки и Шостаковича. Поэзия представлена более продолжительным временным периодом – XVI-XX вв. – и широким кругом авторов: от Ронсара, Гете и Гейне до Бродского, Ахмадулиной и Вознесенского!»

Елена Амирбекян

16Зал «Глобус». Начало в 15:00Премьера

4
марта

Воскресенье

Шаляпинские вечера

Автор и режиссерМихаил Уманец

В этом проекте при участии творческой команды артистов и музыкантов театра зрителям будет представлен захватывающий рассказ о судьбе великого певца. В основе спектакля биография Федора Шаляпина, большого, любвеобильного, жизнерадостного великана, ставшего «символом великого русского искусства». В формате театрализованного концерта звучат отрывки из мемуаров Шаляпина, стихи его современников и, конечно, музыка — стихия, которой была посвящена жизнь Шаляпина.

16Зал «Тау-зал». Начало в 20:00Премьера

Зрители Виталий и Сергей:

«Замечательный фестиваль! Очень интересный, не устаешь от него. Мы каждый день что-то смотрели, но усталости нет, а, наоборот, есть ожидание чего-то еще — удивительно! Будем очень скучать! Нам очень интересны проекты Михаила Уманца. Мы видели несколько „Библиотечников“ и „Гиляровский“ на День города. Здесь другая форма постановки, прекрасное сочетание всех полюсов театра: музыкального, визуального и художественного. И очень интересная игра: вроде бы ее нет, но она присутствует, погружает в атмосферу. Здесь не какая-то сухая констатация жизни Шаляпина: родился, жил, умер. А действительно проживаешь и участвуешь. Настоящий заряд позитива!»

Поделиться

Фото — Наталия Чебан