Театр

Идея театра

Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, — живого, наполненного импровизацией, — который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного, психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актёрам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель «Лаборатория-школа-театр»

 

Лаборатория. Школа. Театр

Концепция Театра-Лаборатории, в отличие от репертуарного театра — это сосредоточение на поис­ках и исследованиях, с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследова­ния природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупно­масштабных постановках.

Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художест­венный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом худо­жественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.

Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.

Игорь Попов, соратник.

Новое здание театра на Сретенке построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства), Бориса Тхора, Сергея Гусарева.

Игорь Попов и Анатолий Васильев

Многофункциональное здание театра можно сравнить с городом или городом-театром. Четыре зрительных зала «Манеж», «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал», а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом: зрительским фойе, под прозрачным сводом — будто «внутренней улицей».

Художник Игорь Попов — человек огромного таланта, который всю свою профессиональную жизнь был связан совместной работой с Анатолием Васильевым.

Такое постоянство Игоря Попова поразительно. Он, как и многие другие сценографы, мог бы работать с самыми разными режиссерами в самых разных театрах. Но он оставался верным Васильеву. Возможно, столь длительный союз был не таким простым, как могло бы показаться со стороны. Но то, что этот союз был очень плодотворен, в этом нет сомнений.

Игорь Попов по профессии архитектор. Окончил архитектурный факультет строительного института в Новосибирске. Свое сотрудничество с Анатолием Васильевым начал еще в ефремовском МХАТе.

Долгие годы Игорь Попов вплоть до своей смерти в 2014 году был главным художником «Школы драматического искусства». Все спектакли этого театра оформлены им, не говоря уже о тех, которые Васильев с 90-х годов выпускал за рубежом. 

Сценография И. Попова в Школе драматического искусства: «Плач Иеремии», «А.С.Пушкин. Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи», «Моцарт и Сальери», «Каменный ангел», «Человеческий голос», «Каин», «Как важно быть серьёзным».

Сценографическая идея Попова с самого начала их с Васильевым совместной деятельности заключалась в принципах архитектурного объема.

На Сретенке режиссер и художник на основе все тех же архитектурных объемов стали разрабатывать мистериальное пространство.

Театр на Сретенке

В архитектуре здания отразились оригинальность творческой и организационной структуры, своеобразие эстетических принципов театра «Школа драматического искусства». Взаимопроникно­вению лабораторной и репертуарной деятельности театра соответствует «сквозная» система двух сцен, репетиционных залов и зала для тренингов, танцевального и музыкальных классов. Естест­венное, проникающее через окна, освещение наполняет светом и воздухом ежедневную практику актеров, атмосферу лабораторных и постановочных спектаклей. На обеих площадках нетеат­ральное, естественное освещение сменяется лучами прожекторов, создавая живую игру света.

Залы театра

Манеж

В зале «Манеж» территория зрительских мест по отношению к игровому пространству не фиксирована и трансформируется в зависимости от концепции драматического текста или замысла режиссера. Базилика «Манежа» открывает широкий спектр пространственных решений: от «японской сцены», не разделяющей зрителей и актёров, до классической «итальянской коробки». Расположенные на втором и третьем уровнях галереи, балконы и ложи предназначены для зрителей, но могут быть использованы и в качестве игровых пространств.

Глобус

Восьмерик зала «Глобус» венчается стеклянным шатром. По аналогии со своим прообразом – шекспировским «Глобусом» – портал имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса галерей для зрителей. Планшет зала «Глобус» может целиком опускаться в трюм.

Тау-зал

Камерный зал, очертания которого соответствуют греческой букве «тау». Позволяет произвольно менять расположение зрительских мест относительно пространства сцены. Тау-зал – площадка, на которой каждый день сменяют друг друга  драматические, музыкальные, танцевальные спектакли разных лабораторий театра.

Грот-зал

Камерный зал, название которого связано с именем выдающегося польского театрального режиссера Ежи Гротовского. Экспериментальные спектакли, открытые показы, лабораторные проекты постоянно демонстрируются на сцене Грот-зала.