Театр
Идея театра
Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, — живого, наполненного импровизацией, — который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного, психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актёрам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель «Лаборатория-школа-театр»
Лаборатория. Школа. Театр
Концепция Театра-Лаборатории, в отличие от репертуарного театра – это сосредоточение на поисках и исследованиях, с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследования природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупномасштабных постановках.
Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.
Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.
Игорь Попов, соратник.
Художник Игорь Попов — человек огромного таланта, который всю свою профессиональную жизнь был связан совместной работой с Анатолием Васильевым.
Такое постоянство Игоря Попова поразительно. Он, как и многие другие сценографы, мог бы работать с самыми разными режиссерами в самых разных театрах. Но он оставался верным Васильеву. Возможно, столь длительный союз был не таким простым, как могло бы показаться со стороны. Но то, что этот союз был очень плодотворен, в этом нет сомнений.
Игорь Попов по профессии архитектор. Окончил архитектурный факультет строительного института в Новосибирске. Свое сотрудничество с Анатолием Васильевым начал еще в ефремовском МХАТе.
Долгие годы Игорь Попов вплоть до своей смерти в 2014 году был главным художником «Школы драматического искусства». Все спектакли этого театра оформлены им, не говоря уже о тех, которые Васильев с 90-х годов выпускал за рубежом.
Сценография И. Попова в Школе драматического искусства: «Плач Иеремии», «А.С.Пушкин. Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи», «Моцарт и Сальери», «Каменный ангел», «Человеческий голос», «Каин», «Как важно быть серьёзным».
Сценографическая идея Попова с самого начала их с Васильевым совместной деятельности заключалась в принципах архитектурного объема.
На Сретенке режиссер и художник на основе все тех же архитектурных объемов стали разрабатывать мистериальное пространство.
Театр на Сретенке
Новое здание театра на Сретенке построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства), Бориса Тхора, Сергея Гусарева. Открытие театра состоялось 4 мая в 2001 году.
Многофункциональное здание театра можно сравнить с городом или городом-театром. Четыре зрительных зала «Манеж», «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал», а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом: зрительским фойе, под прозрачным сводом — будто «внутренней улицей».
В архитектуре здания отразились оригинальность творческой и организационной структуры, своеобразие эстетических принципов театра «Школа драматического искусства». Взаимопроникновению лабораторной и репертуарной деятельности театра соответствует «сквозная» система двух сцен, репетиционных залов и зала для тренингов, танцевального и музыкальных классов. Естественное, проникающее через окна, освещение наполняет светом и воздухом ежедневную практику актеров, атмосферу лабораторных и постановочных спектаклей. На обеих площадках нетеатральное, естественное освещение сменяется лучами прожекторов, создавая живую игру света.
Залы театра
Манеж
В зале «Манеж» территория зрительских мест по отношению к игровому пространству не фиксирована и трансформируется в зависимости от концепции драматического текста или замысла режиссера. Базилика «Манежа» открывает широкий спектр пространственных решений: от «японской сцены», не разделяющей зрителей и актёров, до классической «итальянской коробки». Расположенные на втором и третьем уровнях галереи, балконы и ложи предназначены для зрителей, но могут быть использованы и в качестве игровых пространств.
Глобус
Восьмерик зала «Глобус» венчается стеклянным шатром. По аналогии со своим прообразом – шекспировским «Глобусом» – портал имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса галерей для зрителей. Планшет зала «Глобус» может целиком опускаться в трюм.
Тау-зал
Камерный зал, очертания которого соответствуют греческой букве «тау». Позволяет произвольно менять расположение зрительских мест относительно пространства сцены. Тау-зал – площадка, на которой каждый день сменяют друг друга драматические, музыкальные, танцевальные спектакли разных лабораторий театра.
Грот-зал
Камерный зал, название которого связано с именем выдающегося польского театрального режиссера Ежи Гротовского. Экспериментальные спектакли, открытые показы, лабораторные проекты постоянно демонстрируются на сцене Грот-зала.