Уроки Анатолия Васильева
Пушкинский утренник
Зал — «Манеж»
Продолжительность — 2 часа, без антракта
Премьера — 24 февраля 2001
Подзаголовок «Уроки» означает, что это не спектакль в привычном понимании, а результат постепенной последовательной работы учеников А. Васильева — актеров лаборатории театра «Школа драматического искусства». Спектакль сложился в процессе работы актёров лаборатории над двумя темами, предложенными А. Васильевым: диалогами Платона, в частности, диалогом «Пир», и произведениями ранней лирики А. С. Пушкина.
Творчество Пушкина, особенно раннего периода, насыщено античными персонажами, духом античности. Анатолием Васильевым была поставлена задача: найти в стихах Пушкина образы, общие с образами диалога «Пир». С другой стороны, стихи Пушкина внутри наполнены диалогами: с друзьями, знакомыми женщинами, воображаемыми внутренними разговорами с самим собой. Актеры пытались в этих диалогах раскрыть произведения Пушкина; и с другой стороны, через его стихи прикоснуться к образам античности, почувствовать античность внутри пушкинских стихов. Трудность задачи для актёров состояла в нарочитом преднамеренном отказе от внешних эффектов в роли. Каждое стихотворение строится исполнителями в двух планах: смысловом, заложенном в самом стихе, и плане отношений, только намеченных Пушкиным, но неразработанных им самим. И здесь сложность в том, чтобы в спектакле эти два плана существовали вместе. И в процессе репетиций, и на сцене, при чтении стихов используется специальная вербальная техника, разработанная Васильевым.
Идея Васильева была: через уроки, через пробы, иногда — показы публике, постепенно двигаться к осуществлению этого спектакля. Таким образом, сложившаяся композиция Утренника — результат последовательной работы всех участников лаборатории. В основе композиции — история жизни поэта.
Сперва спектакль проходил на пустой сцене. Постепенно он обрастал необходимыми деталями и предметами, теперь же разработаны полные декорации. Работа над «Пушкинским утренником» продолжалась около двух лет. В процессе работы спектакль в разных своих вариантах показывался публике на открытых просмотрах, и наконец он был окончательно представлен зрителю. Название и жанр придуманы Анатолием Васильевым.
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Композиция утренника сочинена и поставлена коллективно
Режиссер – Анатолий Васильев
Педагог – Заслуженный артист РФ Александр Огарев
Сценография – Игорь Попов
Художник по костюмам – Вадим Андреев
Свет – Тарас Михалевский
Исполнители
Олег Охотниченко/Дмитрий Репин
Алла Казакова
Пьесы для фортепиано из репертура начальных классов
музыкальной школы исполняет — Елена Амирбекян
Пресса
Пушкинский утренник; Медея Материал. Ярослава Муратова, Знамя, июнь 2003
«…Здесь – все на месте. Каждый шаг, жест, слово – в небо, но они же постоянно общаются со зрителем, иначе говоря, считаются с ним. Это же театр! И всего лишь утренник! Правда, пушкинский… – Это такое детское занятие, – говорит А.Васильев. – Скорее всего, маленький урок маленького театра…»
Инна Кулишова «Кавказский акцент»
«»На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох» – эти слова писателя Абрама Терца о «солнце русской поэзии» абсолютно совпадают с интонацией спектакля Анатолия Васильева. Столько, сколько о Пушкине знают артисты «Школы драматического искусства», знают разве что пушкинисты. Оттого так легко и весело они играют со стихами как с мозаикой, превращая их в диалоги, сочиняя по мотивам каждого стихотворения мини-пьесу».
Inout.ru