Марина Цветаева
Каменный ангел
Зал — «Глобус»
Продолжительность — 2 часа, 1 антракт
Премьера — 8 октября 2008
Несмотря на расхожее мнение, что пьесы Марины Цветаевой не подходят для постановки, Игорю Яцко удалось найти сценический эквивалент «Каменному ангелу» — пьесе, которая считалась утерянной и была найдена только в середине 60-х годов.
Зал «Глобус» стал идеальным пространством для воплощения замысла: трехуровневая структура соответствует измерениям, в которых разворачивается действие постановки. Начинается оно на земле, в средневековом городе у фонтана с Каменным ангелом, к которому юные девицы приходят рассказать о своей несчастной любви, и лишь одна, Аврора — о счастливой, о любви к нему. Вслед за Авророй зрителю предстоит спуститься в нижний, демонический мир, где в роскошных чертогах царствуют Венера с Амуром, насылая на смертных душевные страдания (сцена «Глобуса» устроена так, что этот спуск стоит понимать буквально). С небес же, из-под купола зала, появляется Ангел, уже во плоти и крови, чтобы разогнать темный морок преисподней и проводить обманутую душу Авроры к Богоматери.
В этой постановке Игорь Яцко обращается сразу к нескольким ключевым темам «Школы драматического искусства» — он, вслед за Анатолием Васильевым, изучает «несценичное» поэтическое слово. Режиссёр совмещает драматический спектакль с небольшим концертом с участием колоколов, клавесина, органа, лютни и тамбур-пайпа. Также в спектакле звучит клавирная и лютневая музыка европейских композиторов XVI и начала XVII веков.
Игорь Яцко:
В каком-то смысле это продолжение того, что нас волновало в Пушкине, — судьба и выбор поэта. И все, что с поэтом происходит на дорогах судьбы. Эта пьеса ведь была потеряна и только недавно нашлась. Насколько я знаю, ее никто не делал. Для меня это рифма: каменный ангел — каменный гость. Это без сомнения диалог с Пушкиным. Но в полемике. В изменении. Каменный гость — Ангел — Командор — Памятник Пушкину. В тематическом плане мне была интересна пьеса как продолжение и полемика с пушкинской драмой. Как такие темы, как дух, красота, преломляются у двух этих поэтов.
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Режиссер-постановщик – Заслуженный артист РФ Игорь Яцко
Художник-постановщик – Игорь Попов
Художник по костюмам – Вадим Андреев
Художник по свету – Иван Даничев
Хореограф – Рамуне Ходоркайте
Режиссер по видео – Александр Шапошников
Художник – Ольга Левенок
Музыкальное оформление – Петр Айду
Помощник режиссера — Карина Заварина
Исполнители
Людмила Дребнева (Заслуженная артистка РФ)/Екатерина Аликина
Ольга Бондарева/Мария Викторова
Мария Зайкова (Заслуженная артистка РФ)
Клавесин, колокола, лютня, орган-позитив, тамбур-пайп — Антонио Грамши, Алексей Шевченко, Константин Исаев, Дмитрий Шишлянников
Пресса
Драматург Нина Садур о спектакле «Каменный ангел»
Родилась. Влюбилась. Умерла Ольга Егошина, «Новые Известия», 14 октября 2008
Красоту не убьешь Марина Зайонц, «Итоги», 21 октября 2008
Каменный ангел – изящное и светлое представление Полина Богданова, «Независимая газета», 16 октября 2008