Хоровая опера Александра Маноцкова на стихи Даниила Хармса
Гвидон
Зал – «Глобус»
Начало – 19:00 (1 час, без антракта)
Премьера – 6 ноября 2009
Театр «Школа драматического искусства» представляет оперу «Гвидон» композитора Александра Маноцкова. Написанная на тексты Даниила Хармса, опера создает совершенно непривычный образ творчества поэта: светлый, влюбленный взгляд на жизнь, проникнутый живой, радостной религиозностью…
Артисты хора работали не только с нотными партитурами, они активно осваивали все контексты, связанные с творчеством Даниила Хармса: литературный, религиозный, мифологический, психологический. Они не учились актерскому мастерству, и в этом смысле являются «совершенными артистами», за счет того, что как раз не пытаются быть ими. Олег Глушков предложил достаточно смелое пластическое решение, и артисты хора, не являясь профессионалами пластического театра, смело на это пошли
Музыкальное прочтение Хармса дает счастливую возможность освободить его стихи от неоправданно тотальной практики социальных подтекстов (повсеместную в драматических опытах), обнаружив более уместную в его случае и красивую территорию «надтекстов». Музыка внимательно следует за Поэтом. Результат этой внимательности разочарует тех, кто привык видеть в Хармсе только футуристический эксперимент, веселость и социальность. Сокрытое и неочевидное, благодаря музыке Маноцкова, выходит на первый план: Поэт в диалоге с Богом и необъятным, печальным и непостижимым миром.
Александр Маноцков:
Я мечтал исполнить эту вещь в зале «Глобус» театра «Школа драматического искусства». И для меня это совершенно уникальное стечение обстоятельств, поскольку именно этот театр мыслился как идеальное место для осуществления постановки: именно на этой площадке, именно с этими артистами и режиссерами. Эта опера — мое приношение театру Васильева, мое признание в любви…
Музыка для вокального ансамбля без аккомпанемента подразумевает выход хоровых голосов на первый план внимания, их равноправие с солистами, как в драматургическом, так и в музыкальном смысле. Произведение написано специально для хора театра «Школа драматического искусства» под руководством Светланы Анистратовой, а заглавная партия — для солиста этого хора Константина Исаева, артистический опыт которого позволяет свободно работать со всеми необходимыми для исполнения этой партии певческими традициями. Вообще, артисты хора театра «Школа драматического искусства» абсолютно уникальны — они соединяют в себе несколько несоединимых вещей: ансамбль солистов и одновременно обычный хор; кроме того, они одновременно фольклористы и академисты; они работают с точными партитурами и при этом «сжигают» ноты, создавая живую, естественную интонацию
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Постановка – Заслуженный артист РФ Александр Огарев, Олег Глушков
Хормейстер – Светлана Анистратова
Художник-постановщик – Игорь Попов
Художник – Ольга Левенок
Художник по костюмам – Вадим Андреев
Художник по свету – Тарас Михалевский
Помощник режиссера — Елена Дороднова
Исполнители
Людмила Белявская (Августин)
Елена Гаврилова (Лиза)
Константин Исаев (Гвидон)
Ольга Пенина (Августин)
Гульнара Сахапова
Пресса
Нежный Хармс блог “Сказка сказок”
Чистота и порядок Лейла Гучмазова, “Итоги”, 10 ноября 2009
Оперные сновидения на слова Хармса Елена Черемных, Infox.ru, 18 июня 2009
«Задача перед хором поставлена, без преувеличения, грандиозная. Эклектичная и политональная музыка Маноцкова представляет серьезную трудность для исполнения даже просто стоя на станках, а ведь певцам приходится еще и танцевать на уровне профессиональных танцоров. Как они при этом умудряются еще и незаметно для зрителя передавать тон, следить за пластикой движений, выравнивать строй (не только в вокальном, но и в буквальном, физкультурном смысле), оперировать реквизитом – для нас осталось загадкой. Понятно, почему композитор писал текст именно для этого хора – хор академического оперного театра вряд ли рискнул бы. Но риск оправдался, спектакль слушается на одном дыхании, и на нем не заскучает даже зритель, далекий от хоровой музыки.»
Мария Жилкина operanews.ru (из рецензии на оперу «Гвидон»)
Награды
2011
Лауреат премии «Золотая маска» в категории «Эксперимент»