Творческие каникулы
Завершив сезон, в котором прошло 8 премьер, театр отправился в отпуск. Для руководителей Творческих Лабораторий Заслуженного артиста РФ Игоря Яцко и Заслуженного артиста РФ Александра Огарева летний период оказался очень насыщенным на творческую деятельность, интересные путешествия и встречи. Своими впечатлениями на тему «Как я провел лето» поделились Александр Огарев и Игорь Яцко.
Александр Огарев:
Меня позвал частный эстонский театр Vaba Lava поставить спектакль для летнего проекта, которые очень популярны в Эстонии, и проходят в удаленных точках от столицы. В стране полно всяких уютных местечек, куда съезжаются зрители со всей страны на машинах, что бы посмотреть разные театральные перформансы. В нашем случае, это был заповедник в местечке Вийнисту, на самом севере Эстонии. Площадка спектакля — бывшее здание котельной, достаточно большое каменное пространство, куда помещается 500 зрителей. Мы играли пьесу о судьбе первого президента Эстонской республики Константина Пятса. Он стал первым президентом, когда Эстония, после распада Российской империи в 1917 году впервые стала свободной. В дальнейшем, когда по пакту Молотова — Риббентропа Прибалтика была аннексирована Советскими войсками, Пятс оказался сначала в советских лагерях, где-то в Сибири, потом умер в психбольнице. Кроме того, в Эстонии не утихают споры, правильно ли он сделал, когда, принимая ультиматум Сталина, разрешил поставить военные базы на территории Эстонии, или надо было воевать, как Финляндия, и не сдавать позиции.
Герой пьесы историческая личность. Что Вам помогло найти его образ и «психологический портрет»?
Константин Пятс, как ни странно был не лютеранином — это основная религия в Эстонии. Хотя процент верующих там достаточно мал, но из них в основном все лютеране. Пятс был православным и, в этой связи, меня интересовала такая позиция мученическая, человека который какой бы он не избрал путь, всегда будет разрываем какими-то вопросами, противоречиями и всегда будет ответственен за кровь, которая в таком случае неизбежна. Это такие страсти человека, который каждый день одержим желанием счастья для своей страны и, вместе с этим, невозможностью это сделать, находится в такой бессильной позиции. Работая над спектаклем «Костя и великан», мы рассматривали каждый из возможных вариантов, который он мог бы предпринять, и видели, что страна была брошена на произвол судьбы и действительно неизвестно, что было делать в этой ситуации.
Спектакль получился в жанре документального или драматического театра?
Драматического, в постановке большую роль играют сны Пятса, они написаны в пьесе, но мы их сделали еще более выразительными, с элементом мистики. В этих снах происходит постоянная мука Пятса, потому что в них он переживает свои политические «грехи».
В конце сезона Вы выпустили две премьеры в театре, и в летние каникулы снова беретесь за постановку, Вы не отдыхаете от театра?
Я действительно не люблю отдыхать от театра. Чем больше театра, тем лучше. Наоборот я мучаюсь, когда возникают окна. Поэтому я с удовольствием принял участие в этом проекте, кроме того, он оказался очень приятным, поскольку мы жили в заповеднике. Было и теплое лето, необычное для Эстонии, и пляж и вода +26 и чистая экология вокруг, а закончив проект, мы на машине проехали всю Эстонию и получили потрясающие впечатления. Были на острове Сааремаа, площадью 80 на 90 км, с очень контрастными территориями. Там есть и горные места и равнины, и нет вообще никаких производств. Были в курортном городе Пярну, университетском городе Тарту.
Что касается новостей в педагогической деятельности, то этим летом, как руководитель курса я набрал студентов на актерский факультет в МГПУ. Преподавать на курсе будут артисты Лаборатории Андрей Финягин и Александра Мерецкая — мастерство актера, Александра Лахтюхова — сценическую речь, Лев Шелиспанский и Владимир Беляйкин — сценическое движение и пластику.
Игорь Яцко:
Это лето, помимо актерской и режиссерской работы в театре, было для меня наполнено важными педагогическими событиями.
В июне я принял приглашение Летней Школы СТД и провел недельный мастер-класс для молодых актеров из России, Грузии, Сингапура, Америки и Германии. Это была прекрасная творческая атмосфера — многие участники знали об Анатолии Васильеве, кто-то даже видел «Пушкинский утренник» и не может его забыть. Изучение метода игровых структур вызывает большой интерес и энтузиазм среди молодежи. Очень рад, что Летняя Школа предложила мне продолжить с ними сотрудничество и в будущем году.
Следующая педагогическая работа была связана с ГИТИСом, где состоялся набор студентов на новый курс Мастерской Александра Галибина. Когда-то, 30 лет тому назад, мы с ним поступили в ГИТИС в Мастерскую нашего Учителя Васильева, а теперь сами ведем преподавание.
Параллельно с этим шла работа в Киноакадемии Никиты Михалкова, (где я тоже вхожу в группу педагогов вместе с А. Коручековым, В. Камышниковой и В. Скицкой) над выпуском нового спектакля с учениками Киноакадемии «Метаморфозы–3; Враги». Это командная работа, в которой каждый из педагогов ведет свой отрывок, а потом под руководством Никиты Сергеевича собирается спектакль. Я занимался рассказом И. Бунина «В Париже».
Во время отпуска мы с Марией Зайковой отправились сначала в Израиль, где тоже состоялось много интересных творческих встреч. Наш с Галибиным выпускник ГИТИСа Александр Звягин, проживающий в Израиле, организовал в городе Ариэль творческую встречу с русскоговорящими молодыми актерами, которые интересуются игровым театром, и мы дали мастер-класс с тренингами — я по актерскому мастерству, а Мария голосовой тренинг по сценической речи. Очень открытые ребята, желающие учиться.
Потом в Тель-Авиве, по приглашению Ирины Озерной, писателя и искусствоведа, мы побывали на радио РЭКА на авторской передаче Игоря Харифа, где в течении часа в прямом эфире говорили о творческой жизни нашего театра «Школа драматического искусства», о его создателе А. Васильеве, о наших спектаклях и студентах в Москве. Ирина, которая была на нашем вечере «Поговорим о странностях любви» попросила нас конечно его процитировать, и Мария спела, а я почитал стихи М. Кузмина из этого спектакля.
Также мы посетили театр «Гешер», где посмотрели премьеру Арье «Орестея», и прекрасный концерт в замечательной студии композитора Ави Беньямина — настоящий пример игрового театра в музыке. Даже отдыхая на пляже, я встретил коллегу режиссера-хореографа Альберта Альбертса из Электротеатра «Станиславский» и конечно разговоры о театре выключили нас из пляжной жизни мгновенно. Тель-Авив очень живой кипящий город, здесь всегда встречает густая творческая среда — встречи, встречи.
Затем, мы переехали в Палестину, где нас ждал образовательный фестиваль для театральной молодежи, который организует в городе Рамалла театр «Аштар», возглавляемый Иман Аоун. С ней на фестивале работает Маша Капустина, она когда-то была участницей моей Лаборатории в театре, а потом выступила художником-оформителем спектакля «Горе от ума. Московские сны» Александра Огарева. Маша и предложила наши кандидатуры в качестве педагогов. В этом году фестиваль проходил уже в четвертый раз и назывался «Ascension-Вознесение». Это международный фестиваль и среди участников и педагогов были люди из Америки, Франции, Германии, Англии и Польши. Педагоги из России были впервые, и к нам было особенное уважительное отношение — перформанс, завершающий фестиваль по итогам работы поручалось поставить именно мне, что было для меня очень почетно. В ходе фестиваля было много и экскурсионных поездок по древним историческим библейским местам и святыням в городах Вифлеем и Хеврон — мы, когда то с А. Васильевым занимались романом «Иосиф и его братья» и конечно, мечтали побывать там. Театральная жизнь в Палестине бьет ключом — каждый день мы смотрели спектакли в разных городах и надо сказать, люди, занимающиеся театром в Палестине настоящие подвижники своего дела. Театр для них это средство борьбы за свободу и независимость своего народа. А народ там очень дружелюбный и веселый, жаждущий знаний, и теперь у нас там много друзей, учеников и коллег, которые мечтают продолжать сотрудничество.
В таких поездках очень скоро осознаешь, что люди искусства во всех странах и землях, как голуби мира на земле, разделенной политическими конфликтами.