По одноименной пьесе Максима Горького
Васса Железнова
Для своей бабушки он «надежда» на жизнь вечную и «оправдание» за грехи прошлого. Для матери, революционерки Рашель — право на грядущий мир и доказательство верности ее жизненного пути. Васса вспоминает свою жизнь: ведь все начиналось с любви, ради которой пришлось пойти поперек воли семьи. А что сейчас? Любовь попрана, а она сама, закрывая душу, живет по законам мира, в котором имеет значение лишь борьба за власть, за материальные блага, где каждый сам за себя. Но Васса не сдается: в любых жизненных обстоятельствах, любыми способами она стремится сохранить жизненную силу семьи.
Второй вариант пьесы Горького был особенно популярен на советских сценах, однако несмотря на великолепных актрис, исполнявших заглавную роль, зачастую толкование образа Вассы Железновой было упрощенно-идеологическим. Сама главная героиня представала властной, корыстолюбивой женщиной с «звериным сердцем». Оправданием ей служило то, что стала она таковой лишь под влиянием обстоятельств. После распада СССР Вассу стали трактовать как хранительницу семьи, способную на любой поступок ради ее благополучия.
Игорь Яцко:
«Для меня важно, что эта редакция „Вассы Железновой“ — последняя пьеса Горького, то есть этот текст может восприниматься на уровне Завета, завещания, это фиксация момента. Горький без сомнения отождествляет себя именно с Вассой. Через этого персонажа идет рассказ о силе, о внутреннем стержне, она вся — направленная энергия. В традициях русской литературы сильные женские образы, подобные этому, были всегда. Такой образ больше, чем характер.
Васса оказывается в одиночестве. Сама она чтит традиции прежних времен, которые в ее окружении низводятся, низлагаются, унижаются. Подул иной исторический ветер, в головах детей и всех, кто окружает Вассу, другие настроения и мысли. Она очень широкая, противоречивая натура, в которой все равно нужно было найти, как в реке, какое-то главное течение, ее основную черту. Все ее поступки — результат решения, что пароход должен идти. Река жизни не должна остановиться — это ее основная тема и поэтому так важна в пьесе тема наследника, надежда на дальнейшую жизнь».
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Режиссер-постановщик — Игорь Яцко
Художник-постановщик — Мария Морозова
Художник по свету — Тарас Михалевский
Музыкальное оформление — Елена Амирбекян
Хореограф — Рамуне Ходоркайте
Художник по видео — Александр Шапошников
Хормейстер — Светлана Анистратова
Помощник режиссера — Карина Заварина
Исполнители
Васса Борисовна — Людмила Дребнева
Сергей Петрович — Игорь Яцко
Прохор Борисович Храпов, брат Вассы — Олег Охотниченко
Наталья, дочь Вассы — Арина Федосенко
Людмила, дочь Вассы — Анастасия Привалова
Рашель, сноха Вассы — Ольга Баландина
Анна Оношенкова, секретарша и наперсница Вассы — Мария Викторова
Мельников, член окружного суда — Сергей Ганин
Евгений, его сын — Евгений Поляков
Гурий Кротких, управляющий пароходством — Игорь Лесов
Лиза/Поля, горничные — Мария Киселева
Пятеркин, бывший солдат и матрос речного пароходства — Максим Бойко
Музыкант — Елена Амирбекян
Хор — Светлана Анистратова, Елена Гаврилова, Екатерина Серебринская, Ольга Пенина, Анна Букатина, Анна Бабыч, Дмитрий Охрименко, Константин Исаев, Николай Бабыч, Вячеслав Приходкин, Дмитрий Чадов
Пресса
Репортаж Кинешемского ТВ “Большие гастроли” ШДИ “Васса Железнова”
Последний пароход / “Васса Железнова” в Театре “Школа драматического искусства” (Страстной бульвар, 10)
Спектакль “Васса Железнова” в программе Новости. Подробно на канале Культура
«Васса Железнова» в ШДИ (Cabinet de l’art)
«Везде — взяточники, продажные души»… (Закулисье)
Премьера постановки Игоря Яцко «Васса Железнова» на сцене Школы драматического искусства (Московская правда)
«Васса Железнова» в театре «Школа драматического искусства» (Культура двух столиц)
В Театре “Школа драматического искусства” премьера – спектакль “Васса Железнова” (Телеканал «Культура»)
Людмила Дребнева в программе «Главная роль» (ТК «Культура»)
“Васса Железнова”. Последняя версия пьесы Максима Горького (Ревизор)