А. С. Пушкин
Из путешествия Онегина
Зал – «Манеж»
Продолжительность – 3 часа 25 мин, 1 антракт
Премьера – 15 мая 2003
Нестандартное прочтение пушкинского текста, особая речевая и вокальная техника открывают новые, неожиданные стороны в этой всем знакомой и, казалось бы, вполне понятной истории Евгения и Татьяны. Спектакль Анатолия Васильева, в котором трагедия граничит с иронией и особым, мистическим гротеском, знакомит нас не с академическим Пушкиным, не с памятником на Тверской, а с живым, странным, противоречивым, почти скандальным Поэтом. Над «Евгением Онегиным» театр Анатолия Васильева работает с 1994 года. Впервые спектакль был показан на фестивале в Брауншвайге в июне 1995-го. По разным причинам московская премьера «Онегина» в свое время так и не состоялась, группа, работавшая над постановкой, распалась.
И сегодня можно сказать, что спектакль по мотивам пушкинского «Онегина» в «Школе драматического искусства» сочинялся почти столько же, сколько и сам пушкинский роман в стихах. Смешливый дух капустника скрывал какой-то неразличимый еще замысел, проступавший годами, вобравший в себя целую эпоху, сложную внутреннюю биографию самой «Школы драматического искусства» и ее создателя — Анатолия Васильева.
Васильев не спеша придумывал своего саркастичного, печального, исполненного духа веселого сочинительства Онегина. И в результате, «Онегин» — вольная композиция, в которой все необязательно и в то же время необходимо. Композиция театрального капустника, «коллективное сочинение 1995 — 2003», как сказано в программе. С первых же строк стих становится театром в буквальном смысле — не иллюстрацией, не декламацией, а реальным действием, в котором из причудливого сплетения актерских голосов возникает образ пушкинского романа — в человеке преломляется век, сквозь него, увиденного точно в калейдоскопе, течет река истории. Онегин и Ленский являются в зеркале двух веков — XIX и XX.
Второе, стремительное, легкокрылое действие «Путешествия Онегина» называется «Святки. Сон Татьяны. Коллаж в стиле пятой главы». После первого акта — с хором олигархов, разговорами старых сплетниц и приятелей Поэта, после блистательного кабаре с арией Ленского «Куда? Куда?» на немецком языке — после всего этого пародийного облака «Святки» предстают торжеством высокого театрального волшебства и поэзии. Вся атмосфера акта сгущена до невероятности, являя образ двух сошедшихся веков, их утрат и предчувствий. Вдруг, посреди Таниной речи вспыхивают строки о декабристах из уничтоженной главы.
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Постановка – Анатолий Васильев
Сценография – Игорь Попов, Анатолий Васильев
Режиссер – Заслуженный артист России Александр Огарев
Режиссер-педагог – Заслуженный артист России Игорь Яцко
Концертмейстер – Елена Амирбекян
Хормейстер – Светлана Анистратова
Хореограф – Василий Ющенко
Художник по костюмам – Вадим Андреев
Художник по свету – Тарас Михалевский
Спектакль восстановлен группой артистов театра под руководством Александра Огарева и Игоря Яцко.
Исполнители
Кирилл Гребенщиков
Алла Казакова
Вадим Андреев
Гузэль Ширяева
Константин Мишин
Варвара Мишина
Куплеты месье Трике
Тенор — Игорь Яцко под аккомпанемент гитары — Илья Козин, Евгений Поляков.
Вокалисты
Ольга Ермакова, Виктория Смольникова
Хор
Светлана Анистратова, Екатерина Серебринская, Вячеслав Приходкин, Елена Гаврилова, Анна Бабыч, Гульнара Сахапова, Дмитрий Охрименко
Концертмейстер – Елена Амирбекян
Пресса
Святочные чудеса Алена Карась, “Российская газета”, 19 мая 2003
Рожденный трижды Алексей Филиппов, Известия
И снова – голые бояре на трапециях? Елена Киселева, Pravda.ru, 26 февраль 2003
Собранье пёстрых глав Светлана Савенко, “Литературная газета”, 26 февраля 2003