Проект Петра Айду
Антропоценфония.
Песни машин и механизмов
Зал – «Манеж»
Продолжительность – 1 час без антракта
Премьера – 5 июня 2019
Антропоцен — термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.
«Кто слышит шум машин — я услышал музыку машин» — писал композитор Александр Мосолов по поводу своей знаменитой пьесы для симфонического оркестра «Завод». Это высказывание вполне могло бы стать эпиграфом к новой работе Антропоценфония — сочинения для перкуссии, электроники и смешанного хора ad libitum.
Перформанс для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора в 12 частях:
- Радиально-ковочная машина
- Автомат выдува ПЭТ
- Виброгалтовочная машина
- Лесная биржа
- Штамповочная печать
- Вибросортировка
- Насосная станция
- Токарный станок: производство деревянных шаров
- Мельница зерноочистки
- Фасовочная машина
- Размольный цех
- Цех тонкой обработки
В основе партитуры — реальные звучания действующих заводских цехов. Акустические картины самых разных производственных процессов соединены в единую музыкальную ткань. Звуки, являющиеся побочным эффектом реального производства, рассмотрены здесь с точки зрения чистой музыки.
В партитуре используются всевозможные перкуссионные инструменты, как традиционные, так и экспериментальные, (включая найденные объекты), а кроме того — специально сконструированные аналоговые электронные инструменты и электроакустические системы. В инструментарии перформанса сосуществуют самые разные, иногда неожиданные предметы: травматическое оружие и полицейские дубинки, фольга для бань и маракас из головы пластмассовой куклы, посуда, чемодан и фанерные ящики, силиконовый фаллос и колесо от скейт-борда.
Собранный таким образом из разрозненных, на первый взгляд, условно-музыкальных инструментов, объектов и электронных приборов, этот «постапокалиптический оркестр» воспроизводит реальные звучания заводских цехов, превращая их в четко выстроенную инструментальную композицию.
Процесс создания этой музыки напоминает кинопроизводство — это коллективная работа, в которой участвуют музыканты, звукорежиссеры, саунд-артисты. На этом перекрестке собрались люди, имеющие различный слуховой опыт и специализацию. Но всех их объединяет восприимчивость к освоению новых форм и огромный опыт в художественной работе со звуком.
5 и 7 июня театр «Школа драматического искусства» впервые представил зрителям масштабный музыкальный перформанс «Антропоценфония. Песни машин и механизмов».
Фото — Наталия Чебан
Создатели
Авторская группа: Петр Айду, Евгений Бархатов, Дмитрий Щелкин, Константин Познеков, Олег Макаров, Сергей Лебедев, Антон Михалевский, Алексей Орлов, Алекс Пленингер
Помощник режиссера — Елена Дороднова
Благодарим за поддержку в создании проекта Политехнический музей, Ансамбль ударных Марка Пекарского и фестиваль «Человек мира».
Исполнители
Петр Айду
Евгений Бархатов
Дмитрий Щёлкин
Константин Познеков
Олег Макаров
Сергей Лебедев
Антон Михалевский
Алексей Орлов
Алексей Киселев
Пресса
Индустриальная кантата (Александра Горелая, oreshke.ru)
Песнь машин под управлением Петра Айду (Карина Чаплинская, localdramaqueen)
Рецензия на спектакль «Антропоценфония. Песни машин и механизмов» (Марина Ильина, InterMedia)
Рецензия на спектакль «Антропоценфония. Песни машин и механизмов», ШДИ. Московский звуковой пейзаж (Анастасия Гуковская, PluggedIn)
Петр Айду создал оркестр для игры на флейтах труб (Eclectic)
О чем поют машины? (Доброе утро, 1tv)
Песни машин и последний выход Акрама Хана: спектакли этого лета в Москве (Инна Логунова, «Posta Magazine»)
Театральные премьеры июня (The VanderLust)
В ШДИ зазвучат «Песни машин и механизмов» (Мария Михайлова, «Театрал»)