«Прогремела» премьера нового проекта Петра Айду

5 и 7 июня театр «Школа драматического искусства» впервые представил зрителям масштабный музыкальный перформанс «Антропоценфония. Песни машин и механизмов».

Известный музыкант, экспериментатор, лауреат национальной премии «Золотая маска» — за концептуальный проект «Звуковые ландшафты» в ШДИ — Петр Айду и группа единомышленников, в которою вошли музыканты, саунд-артисты, актеры и хор театра «Школа драматического искусства», создали не только уникальную симфонию, но новую музыку.

«Антропоценфония. Песни машин и механизмов» — сочинение для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора ad libitum. В основе партитуры — реальные звучания действующих заводских цехов. Акустические картины самых разных производственных процессов соединены в единую музыкальную ткань. Звуки, которые являются побочным эффектом реального производства, становятся здесь музыкой, в ее самом классическом понимании. Большинство инструментов было создано и сконструировано специально для этого проекта, а также были использованы самые неожиданные предметы: травматическое оружие и полицейские дубинки, фольга для бань и маракас из головы пластмассовой куклы, посуда, чемодан и фанерные ящики, колесо от скейт-борда…

Слуху зрителей были представлены «песни» фасовочной машины, токарного станка, насосной станции и других незаменимых сегодня в индустрии механизмов. Проект, ставший возможным благодаря кропотливому исследованию природы звука, открыл новую страницу авангардного искусства.

Доброе утро. Первый канал

Анжелика Заозерская. 
Газета «Вечерняя Москва»

«Зритель получит огромную порцию адреналина, не вставая со стульев зрительного зала, и не подвергая свое здоровье риску. Адреналин рождается потому, что все это не поддается логике, анализу, формуле, объяснению. Изобретение одного из самых одаренных музыкантов современности — Петра Айду».

Марина Ильина, InterMedia

«Песни машин и механизмов» — ни на что не похожее звуко-шумовое сочинение, причем уже не первое в творчестве Петра Айду: предыдущий его эксперимент, «Звуковые ландшафты», получил «Золотую маску» в 2016 году. Что же заставило музыканта с серьезной классической подготовкой, пианиста и композитора, взяться за немодную нынче в российском искусстве индустриальную тему? Очевидно, поиск нового. От музыкальных звуков — к звукам природы, а от них — к звукам человеческого труда: безгранична палитра мастера».

Сергей Сидоренко. Музыкальный режиссер Телеканала «Культура» (с 1998 по 2018 г.), руководитель мастерской Института театрального искусства им. И. Кобзона

«Антропоценфония. Песни машин и механизмов» — необыкновенный театр и необыкновенная музыка. Причем, это тот редкий случай, когда театр бессмыслен без именно этой музыки, а музыка неотрывна именно от этого театра. Кому-то такой музыка-театр не сразу откроется из-за своей необычности, но стоит пошире открыть глаза и уши, и он попадет сразу к вам в душу и расскажет то, мимо чего часто проходишь, высокомерно не откликаясь».

Анастасия Гуковская. Интернет-портал о культуре и искустве Pluggin

«Многие современные композиторы для исполнения своих сочинений создают новые инструменты, но Петр Айду — композитор и исполнитель, кажется прямо платоновским персонажем, инженером-конструктором в современной музыке. Его проект „Звуковые ландшафты“ (лауреат „Золотой маски“) тоже в ШДИ вызывает изумление у всех видевших/слышавших, и идет при полном зале третий год. Изумление было и в этот раз — 12 произведений для музыкантов и хора, исполненные на ранее невиданных инструментах, многое сказали про неочевидную мелодичность (и красоту) индустриального шума, например, штамповочной печати и вибросортировки».

Поздравляем с премьерой авторов и участников проекта: Петра Айду, Евгения Бархатова, Игоря Вязаничева, Константина Познякова, Дмитрия Щелкина, Олега Макарова, Сергея Лебедева, Антона Михалевского, Алексея Орлова, Дарью Рублеву, Максима Маминова, Ольгу Бондареву, Евгения Полякова, Аркадия Кириченко, Алексея Киселева, Марию Киселеву, Ирину Хмиль, Светлану Анистратову, Анну Бабыч, Николая Бабыча, Евгения Багринцева, Анну Букатину, Елену Гаврилову, Елену Ершову, Ирину Ивашкину, Константина Исаева, Инну Мишенкову, Дмитрия Охрименко, Ольгу Пенину, Вячеслава Приходкина, Гульнару Сахапову, Екатерину Серебринскую, Дмитрия Чадова, Дмитрия Шишлянникова, а также Алексея Михалевского и Елену Дороднову.

Следующие показы премьеры «Антропоценфония. Песни машин и механизмов» — 4 и 5 сентября

Фото — Наталия Чебан