«Гроза. Апокриф». Вечно молодая классика

В марте в нашем театре с успехом прошли премьерные показы спектакля «Гроза. Апокриф», поставленного молодым режиссером, студентом 5 курса ГИТИСа, Евгением Закировым по пьесе А. Н. Островского.

Гроза. Апокриф. Вечеринка 00012

Это первая в этом сезоне премьера в большом зале театра «Манеж». Режиссер, добавив в название пьесы слово Апокриф, обозначил свое намерение представить зрителю вариант неканонического прочтения и интерпретации канонического текста, максимально остро сближающий его с взглядом на жизнь нынешнего молодого поколения.

Гроза. Апокриф. Вечеринка 00009

В этой постановке, безусловно, сложился сильный тандем Евгения Закирова и театрального художника Марии Бутусовой. Ее минималистично-точная работа демонстрирует абсолютно гармоничное дополнение идей режиссера, в результате чего вся ткань спектакля представляется достаточно многоплановым полотном. В нем подсвечены различные «культурные коды» принадлежащие, как сегодняшней реальности, так и мифологическому слою культуры в целом. Жанр постановки режиссером обозначен как «мятеж». В спектакле найдено много смелых решений, реализованных с большой искренностью и изобретательностью, что вполне могли оценить и зрители, и критики. Все три дня показов зал жил и дышал вместе с героями пьесы, как если бы здесь и сейчас, впервые, решалась судьба Екатерины и жителей воображаемого города Калинова. Самые «дальние» уголки «Манежа» были трансформированы в пространство игры, в них разворачивались картины, талантливо подчеркнутые световой партитурой Тараса Михалевского. Отдельно следует отметить гармоничное музыкальное оформление Дмитрия Чадова. Спектакль никого не оставил равнодушным, держал внимание с первой до последней минуты.

Гроза. Апокриф. Вечеринка 00006

Актерские работы — яркие и запоминающиеся, здесь нет второстепенных ролей. Все участники во главе с мятежной, неистовой Екатериной — Александра Лахтюхова, проявили недюжинный темперамент и мастерство. Вот они: Регина Хакимова (Марфа Кабанова), Алексей Славкин (Борис), Андрей Харенко (Тихон), Федор Леонов (Дикой), Алина Чернобровкина (Варвара), Андрей Финягин (Кудряш), Евгений Поляков (Кулигин), Ольга Малинина (Барыня) и другие.

Гроза. Апокриф. Вечеринка 00011

Премьера состоялась — энергичная, свежая, внезапная, как летняя гроза. В ней явно отразилось желание молодых людей по-своему осмыслить причины трагичности отношений отдельного человека и социума, проверить самим актуальность классики, ее скрытый высоковольтный потенциал, питавший многие поколения режиссеров и актеров. Поздравляем всех с премьерой! Благодарим СМИ и театральных обозревателей за живой интерес к спектаклю.

Журнал «Театрал», Татьяна Босова

«Зрители выходят из зала, унося с собой новое видение „школьной“ пьесы. Удивительно, как актуально может быть произведение автора, 200 лет со дня рождения которого отмечают в России в 2022 году.»

Театр То Go, Анна Смолякова

«Спектакль похож на горную реку в том месте, где начинаются пороги. Спокойное течение, встречая преграду, взрывается, и со страшным ревом несется, сметая все на своем пути. Персонажи, вроде бы хорошо знакомые со школьных лет, предстают в совершенно ином свете, переворачивая устоявшееся представление о характерах и мотивах поступков. Тем не менее, постановка тяготеет скорее к классическому прочтению, здесь нет модного в сегодняшнем театре „осовременивания“ на злобу дня, так что на спектакль можно (и нужно) ходить с подростками.»

Livejournal, Слава Шадронов

«Придуманы всем лицам пьесы свои „фишки“, характерные приметы — и брутальному Кудряшу (Андрей Финягин), и восторженному почти до юродства Кулигину (герой Евгения Полякова не просто изобретатель, но еще и поэт… „все в стол“ пишет); и крикливому Дикому (Федор Леонов); и романтично-инфантильному Борису (Алексей Славкин); полоумная барыня (Ольга Малинина) выглядит как заплутавшая (благо в Калинове празднуют день города!) солистка народного хора, но „ворожит“ со знанием дела.»

«Закулисье», Марина Эратова

«В спектакле немало находок — оригинальных, рассчитанных и на своего зрителя, и на массовую аудиторию. Скажем, сцена свидания Катерины и Бориса не столь трогательна и сентиментальна, как, видимо, задумывалось автором пьесы, но полна гротеска, сатиры и найдет своего зрителя.»

Фото — Наталия Чебан