Звуковые ландшафты. Интервью к премьере

Петр Айду рассказывает о перформансе «Звуковые Ландшафты», перспективах шумовой музыки и демонстрирует необыкновенные акустические аппараты, участвующие в представлении.

Новый жанр

Я хотел создать произведение, знаменующее в какой-то степени новый жанр — акустический перформанс. Музыка, которая всегда была чисто абстрактным искусством, здесь становится искусством предметным. Наподобие предметной живописи, когда изображаются реальные вещи, люди, ландшафты. Только это не живопись, а звукопись. И здесь музыкальные и живописные законы пересекаются, и перспектива становится так же важна, как высота и громкость звука. В такой музыке звуки смешиваются, как смешиваются краски для того, чтобы дать нужный цвет.

Ландшафты

«Звуковые Ландшафты» — это произведение, которое состоит из 4-х частей, как классическая симфония. Это четыре картины, связанные с природой, с разными явлениями жизни и даже с войной. Эти части имеют разный образный ряд, разный характер и по-разному устроены в музыкальном смысле. В одной из них мы создаем ландшафт, который не менялся миллионы лет — ландшафт воды и моря. Для меня важно, что море всегда звучит одинаково, как сегодня, так и миллион лет назад, и всё, что мы видим: волны, ветер, поверхность воды — это ландшафт, который был таким на Земле всё время её существования.

Партитура

Я пишу партитуру, которую мы пробуем исполнить, и я тут же могу переписать ее заново. Это важный момент. Я работаю со звуком, а не с абстрактными вещами, вроде нот. В конечном итоге, после того, как работа прозвучит, можно будет сделать настоящую партитуру. То есть, эта партитура создается с обратной связью, а не априорно. В этом тоже специфика этой работы. Композиторам сегодня приходиться писать для определённых инструментов, а я совершенно не обязан в данном случае этого делать. Я могу любой инструмент выкинуть и поставить другой, а могу поставить вообще не инструмент, а дверь от лифта, например..

Инструменты

Петр Айду демонстрирует эолифон (ветряную машину), «капельницу», деревянную ритм-машину, имитирующую звук поезда, и аппарат, создающий шум моря.