«Звуковые Ландшафты» в Норвегии

zvukovye-landshafty-norvegiya-1В начале года в Норвегии традиционно проходит фестиваль Barents Spektakel. Город Киркенес, расположенный на берегу залива Баренцева моря, собирает деятелей и  поклонников современного искусства из разных стран. В этом году Россию представил спектакль «Звуковые Ландшафты» — обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Инструментальный перформанс Петра Айду с большим успехом был показан  8 и 9 февраля и открыл фестиваль.

Спектакль прошел в необычном пространстве – огромном спортивном зале, расположенном в настоящем гроте, который в годы Второй мировой войны служил бомбоубежищем. Символично, что именно в этом помещении норвежским зрителям был представлен антивоенный манифест Петра Айду «Звуковые Ландшафты».

Мнения норвежских зрителей о «Звуковых Ландшафтах»
композитора Петра Айду:

Мария Утси, директор норвежского фестиваля искусств Arctic Arts Festival

Спектакль, который мы увидели — просто фантастика. Это замечательный поэтический опыт имитации жизни. Увиденное переворачивает душу. Все звуки были очень узнаваемы — я закрывала глаза и видела картины внутренним взором. Последняя часть «Война» — особенно сильная, все мое тело было в напряжении от звука. После «Войны» каждая предыдущая часть предстала в новом свете… Природа, пение птиц… и вдруг война меняет все. В этот момент появляется новая перспектива в понимании того, что такое война. Очень интересно и эмоционально. Выдающийся опыт в искусстве.

Амунд Свеен, норвежский музыкант, композитор

Я получил большое наслаждение. Это невероятно успешная работа в нескольких смыслах. Будучи музыкантом и композитором, я восхищаюсь тем, как Петр Айду работает со звуком в «Ландшафтах». Сама концепция спектакля очень хороша. Впечатляет работа артистов с машинами. Особенно интересно то, что это реальные акустические театральные машины. Сейчас, в эру технологий, мы не видим, как производится звук. Звуки, которые мы слышим в «Ландшафтах» сегодня обычно воссоздаются цифровым способом. Я восхищаюсь концепцией и тем, как она была воплощена. Самое сильное в этом спектакле — идея взять старые звуковые машины и создать с ними что-то совершенно новое. Сочинить это. И по звуковому воплощению это было замечательно.

Мортен Тровик, норвежский режиссер и художник

Мне очень понравилось оформление, которое может работать на разных уровнях восприятия одновременно. В таком творчестве огромное количество работы, которая сходится в одну точку в этом спектакле. Для меня, как работника культуры, «Звуковые Ландшафты» — не только то, что «слышно» и «видно», но и огромная, точная подготовительная работа. Конечно, можно закрыть глаза и воспринимать все это как звуковое приключение, в этом случае перформанс работает как музыка, как звуковой пейзаж. Однако, когда смотришь, чувствуешь контраст между абсолютно реалистичными звуками и ретро-футуристическими аппаратами, которые их производят. Эффект возникает очень театральный.

О фестивале

Фестиваль современного искусства Barents Spektakel основан в 2004 году и  проходит в Норвегии в 13-й раз. Ежегодно организатор фестиваля Люба Кузовникова создает программу из самых ярких перформансов со всего мира. Петр Айду уже трижды становился участником Barents Spektakel – с проектами «Персимфанс» в 2012 году и «Реконструкция утопии» в 2013 году.