Всегда балуем грузинского зрителя

Кети Долидзе
Режиссёр, ученица Туманишвили и художественный руководитель фестиваля «Gift» Кети Долидзе рассказывает о том, как они привезли в Тбилиси сразу четыре спектакля Д. Крымова.

— Кети, как проходят гастроли Лаборатории?

— Абсолютно триумфально. Вот это то слово, которым можно определить. Как выяснилось, у нас публика еще помнит, как воспринимать спектакли. Как говорит Дмитрий Крымов «таких реакций в Москве не сыщешь». Но здесь, публика реагировала на каждый нюанс, не пропустила ни одной секунды, она реагировала на всё. Я думаю, это того стоило! Эти спектакли произвели такой шок на грузинскую публику! Особенно я жду «Опус» — это для меня такое театральное произведение, которое трудно с чем-то сравнить. Оно на уровне 9 симфонии Шостаковича. Трагизм… отношение власти и народа, отношения власти и нации, которая была так гонима веками. Отношения власти с художниками, с людьми искусства. Я думаю, что искусство остается, а политики приходят и уходят. Канут в лету. К сожалению, больше всего остаются на слуху те, которые были вампирами, уничтожали человечество, бросали его на сто лет назад и ради своих невероятных амбиций вершили то, что вершили. Но борьба добра и зла изначальна. Не надо было надкусывать яблоко. (Улыбается)

— Мне кажется эти гастроли были не только показом спектаклей, а признанием в любви и дружбе. Я почувствовала это, когда была в зрительном зале на спектакле «Смерь жирафа».

— Да! Да! Абсолютно!

— Почему для фестиваля Вы выбрали спектакли Дмитрия Крымова, и не один, а целую ретроспективу?

— Диме тоже это показалось слишком, каким-то ненормальным: один спектакль возьми — зачем четыре, да? Нет, давай четыре! Я считаю сейчас его спектакли лучшим из того, что есть в российском театре. Как художественный руководитель этого фестиваля, я так считаю. Конечно, на будущий год я хотела бы привезти и других режиссёров и другие спектакли. Естественно, я всегда «баловала» грузинского зрителя — Камой Гинкасом, Гинреттой Яновской, Анатолием Васильевым, Олегом Табаковым, Миндаугасом Карбаускисом. У нас были все лучшие имена российского театра. А сейчас я подумала, что еще? Вот возьмем всю лабораторию Крымова. Для меня было особенно важно, что на 90% в зале сидела молодежь, я этому очень радуюсь. У них какая-то особая, новая чакра открылась, они поняли, что можно еще и по-другому. Кроме того, это дань Эфросу — отцу Дмитрия Крымова, дань его матери, дань нашему великому Туманишвили. Потому что они были как одна семья.

И еще меня радует то, что Дима категорически, совершенно не похож на отца. И это невозможно — он слишком мудрый человек, чтобы на него давила тень отца. Отца Гамлета нету. Поэтому у Димы совершенно особый свой театр, свой язык, своё мироощущение.
Каждый большой режиссёр уносит с собой свой театр, а не оставляет его. Он оставляет учеников. К счастью, у Туманишвили была идеальная способность воспитывать совершенно разных учеников. Все они не похожи друг на друга. Робик Стуруа не похож на Тимура Чхеидзе, Кавтарадзе не похож на Медею Кучухидзе. Все разные — он умел из каждого человека вытягивать то, что ему было присуще. Обычно, к сожалению, ученики копируют своих учителей. У Туманишвили был такой педагогический талант, что тебе не нужно было его копировать. Единственное, что у всех нас есть общее — он научил нас работать с актёрами.

— Что бы Вы хотели пожелать Лаборатории Крымова, нашему театру?

— Я желаю им много хороших работ…

Знаете, вот Михаил Туманишвили говорил, что каждая мастерская и лаборатория проживает десять лет — это максимум. А потом начинается спад. И Туманишвили тем и уникален, что каждые 15 лет он начинал новый театр. А наш театр он начал, когда ему было 60 лет. И создал совершенно другой театральный язык.

Я желаю Диме, когда он поймет, что что-то исчерпал, найти что-то новое, но со своими. Я думаю, сейчас у них хорошая жизнь. Вот моя дочь — она актриса — завидует каждому его актёру. Она безумно хотела бы работать с Крымовым. Каждый из наших актеров этого захотел… И ещё я хочу, чтобы в России помнили, что у них есть такой гений, как Анатолий Васильев. Это надо ценить.

Желаю процветания театру «Школа драматического искусства»!


Беседовала Наталья Розенбаум