Вечный маскарад

Дмитрий Никитич Санджиев

Родился 31 октября 1949 года в г. Новосибирске, в семье художников. Закончил с отличием Ярославское художественное училище, Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, мастерскую графики под руководством профессоров Н. А. Пономарёва и Б. А. Успенского. В 1984 году успешно закончил аспирантуру в творческих мастерских Академии художеств под руководством академика О. Г. Верейского. Санджиев Д. Н. награждён многочисленными медалями, дипломами, Знаками отличия, российскими и международными премиями за заслуги в области изобразительного искусства.

С 1974 года по настоящее время — участник более 200 художественных выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, музея народов Востока, Русском музее Санкт-Петербурга, в коллекциях Людвига (ФРГ) и фирмы Фабер — Кастел (Нюрнберг, Германия), Метрополитен музее (США), Музее современного искусства (Москва), картинных галереях и частных коллекциях России и всего мира.

«Вечный маскарад — вечный праздник красок и линий, вечное движение…» (Д. С. Лихачёв) «Вечный маскарад» — заглавная работа и название одноимённой выставки Дмитрия Санджиева — итог 50-летней творческой деятельности художника. Погружаясь в космическую колыбель линий, красок, ритмов мастера, ощущаешь, как через великое и, может быть главное сокровище человечества — мифологию, выражается метафизическое бытие человека. Смена эпох и цивилизаций, их взаимодействие, мифы разных времён и народов свободно перекликаются в картинах Санджиева, не противореча друг другу и, несмотря на классическую завершённость каждой, могут быть успешно продолжены, как в калейдоскопе событий.

«Весь мир занимается лицедейством» — «Mundus universus exercet histrionam» — надпись на фронтоне шекспировского театра «Глобус». Действо, умело обставленное декорациями, захватывающие роли, точная игра актеров, смех и слезы, тяжелый бархатный занавес. В реальном мире все сложнее, нет черной и белой масок, а есть спектр, с бесчисленной комбинацией цветов. Одним удается проживать отпущенное время радостно и беззаботно, а другим, — незримый режиссер (триптих «Наблюдатели») предлагает неудобные амплуа и лишь мечты о ролях, которые никогда не удастся сыграть.

В полотнах и графических листах Дмитрия Санджиева, реальность и мистика органично связаны, действительность отображена остро и аллегорично, или в лёгкой фантазийной форме, но всегда истории рождения образов завораживают волнуют как театр, а их воплощение — потрясает воображение, вызывая огромное эстетическое удовольствие. Огромную роль в работах Санджиева играет решение пространства. Оно обладает неким внутренним свечением, привносящим в наше восприятие ощущение его вселенской беспредельности.

Выставочное пространство театра «Школа драматического искусства» на Сретенке — сознательный выбор и наилучшая возможность придать особое звучание искусству мастера. Даже названия двух зрительных залов «Манеж» и «Глобус» гармонично перекликаются с сюжетами картин, взаимодействуют с ними. Волшебный мир художественных работ Дмитрия Санджиева, универсальный язык которых — язык мифа и символов, предлагает образное осмысление, своего рода духовную практику. Неподдельная искренность, блистательный юмор, добрые, сказочные изображения вместе с уникальной графикой, космические сюжеты, целиком поглощающие сознание, позитив и исцеляющая энергия, исходящая от работ Дмитрия Санджиева, дарят необыкновенную ауру и пространству, и посетителям. Выставка станет надолго запомнившимся событием.

Вероника Бельченко (куратор выставки)

     1 ноя 
15 дек