Средиземье

В основе выставки Марии Комаровой «Средиземье» лежит серия работ, выполненная в 2018–2020 гг. и посвященная Черногории, а конкретно Боко-Которскому заливу.

4 марта —
4 апреля

Этот залив, впадающий в Средиземное море, на всем протяжении своей истории является перекрестком культур, религий и государств: древние римляне, Венецианская республика, Османская и Российская империи, Наполеоновская Франция, Первая и Вторая мировые войны, передел Европы конца ХХ века. В процессе создания работ идея серии перерастает чисто географические, повествовательно-описательные рамки и переходит в иную знаково-символическую систему, в которой изображенные объекты становятся обобщенными символами Храма, крепости, моря, ночи, корабля, города, романтического пейзажа. Так же трансформируется и название- из достаточно громоздкого и конкретного «Средиземноморья» — в более емкое и таинственное «Средиземье».

Выполненные в технике масляной живописи на лаковой основе поверх фактурного грунта, иногда с необычных ракурсов, эти работы органично переплелись с созданной на несколько лет раньше серией работ, навеянных пребыванием автора в Стамбуле — возможно, главного мирового перекрестка.

Выставочное пространство театра «Школа драматического искусства», по своей архитектуре, тоже задумано как перекресток средневекового латинского города. Перекресток многоуровневый, где разные берега, как разные эпохи и культуры, соединяются мостами, переходами, лесенками, а осевой становится уходящая спиралью вверх, подобная Вавилонской башня лестница, символ извечного стремления человечества в небо. Немного воображения, и стремительная многоуровневая спираль пространства театра уровень за уровнем на лопастях пропеллера поднимает зрителя, устремляя ввысь по общей теме, идейному стержню выставки.

Нижние два луча выставочного пространства заполнены работами, навеянными романтикой Средиземноморья. Галереи второго яруса представляют зрителю два города на одну букву — Прага и Пермь. Они разделены тысячами километров, но им также не откажешь в почетном звании узелков на кружеве дорог таинственного Средиземья.

Артефакты чудесного мира собраны в нескольких натюрмортах, выполняющих роль скрепов между сериями и акцентов выставочного пространства.

Кроме 10 работ стамбульской серии, экспонировавшихся на персональной выставке Марии Комаровой в выставочном зале МСХ в 2016 году, для остальных работ данный показ является премьерным.