Северное лето
Наше «Северное лето», привезли из Ферапонтово художники Александр Пестерев, Александр и Анна Мессерер и автор деревянных скульптур Дмитрий Рытяев. Именно здесь, в этих «прозрачных» местах художники находят вдохновение, а также источник безусловной любви и связи с вечным, истинным.
«Север иррационален: лето короткое, как взмах крыльев бабочки. Ждешь-ждешь, а оно — раз — и закончилось, — размышляет художник Александр Пестерев, объясняя выбор вертикальной, вытянутой формы холста для своих работ. — Поражает эта короткая пора, когда ты не понимаешь, день сейчас или ночь. Это особенное внутреннее состояние. Я много езжу по северу и вижу сохранившиеся шатровые церкви — они поразительно красивы, но тоже полностью иррациональны — не было никакой нужды делать этот высокий шатер и тратить столько усилий — люди ведь собирались в нижнем небольшом помещении. Север иррационален, искусство — тоже».
Неожиданное сочетание архаики и импрессионизма, начертания забытых имен и голоса женщин, склонившихся над прялкой, пространство в серебряно-голубых тонах, фрески, переходящие в природу, и природа, сама похожая на фреску. Проводя лето близ Ферапонтова монастыря и много путешествуя по северу, каждый творит свое, тон задают лишь место и собственный поиск.
Александр Пестерев предпочитает минимализм в средствах выражения и абстрактность формы, супругов Мессерер вдохновляют импрессионизм, постимпрессионизм и художники 20-30-х годов, их картины — это застывшее движение и отсутствие четких границ. Дмитрию Рытяеву, работающему с деревом, близки архаичные, знаковые формы, которые прослеживаются в культуре с незапамятных времен. Идею совместной выставки этих авторов, наверное, тоже можно назвать иррациональной — столь различны их творческие стили. Но их голоса не противоречат друг другу, а лишь ведут от внешнего — ферапонтовских пейзажей и простых жизненных сцен — к внутреннему, глубинному — традициям народной культуры, разговору о духовности и наследии.
По словам Анны Мессерер, всех «спровоцировал» Александр Пестерев и его проект «Имена», вдохновленный прялками полуторавековой давности. Их дарили любимым женщинам: женам, матерям и дочерям. Прялки берегли, чинили, передавали из поколения в поколение как символ любви. Александр Пестерев попытался переосмыслить народные образы, создав абстрактные картины — узкие вертикальные полотна. Игра линий, штрихов, цветовых пятен, буквенных начертаний создают особую мелодию, сплетаются в непостижимые сгустки энергии.
Скульптуры Дмитрия Рытяева делают выставку осязаемой. Он использует старинное дерево с разобранных построек и утилитарные предметы, стараясь придать им новое звучание. Так, колесо от прялки стало нимбом святого «Николы». Вырезанные цветы напоминают об узорах, которыми украшали прялки, векошки от старинных ткацких станков возвращают к традиции, а условные лица на скульптурах призывают к диалогу поколений.