Пушкинские дни

Пушкин — особенный автор для «Школы драматического искусства». С его творчеством связано формирование стиля и духа «Школы». 6 июня — День рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Что может подарить театр любимому Поэту? Конечно, спектакли. В течение нескольких июньских дней в нашем театре будут показаны легендарные постановки Анатолия Васильева «Пушкинский утренник» и «Из путешествия Онегина». В преддверии этого события своими мыслями о Поэте делятся Игорь Яцко и Александр Огарёв..

Игорь Яцко
Игорь Яцко Заслуженный артист России, режиссер

— Пушкин — дорогой для нашего театра автор. Первостепенный для России, для русской литературы. Я считаю, что Пушкин — это Большой взрыв, в результате которого появилась новая галактика русского языка и литературы, в которой мы до сих пор живем. Лёгким, стремительным языком он отразил своё время, предвидел будущее, выразил связь высшего мира и земного.

Все великие русские писатели были хорошими читателями Пушкина — Достоевский, Гоголь, Цветаева… Можно сказать, что через Пушкина между русскими писателями образовались родственные узы. Они очень важны, потому создают не псевдо, а подлинную культурную связь..

Я считаю, что Пушкин — это Большой взрыв, в результате которого появилась новая галактика русского языка и литературы.

Моё личное актерское становление произошло на произведениях Пушкина, и для меня большое счастье, что наш театр всегда так плотно занимался его творчеством. Сейчас Пушкин продолжает присутствовать в моей жизни не только в театре, но и в работе со студентами, в моих чтецких программах.

Люблю читать Пушкина. Люблю читать вслух. Просто мысленно читать на память одну поэму, другую, без книги. Пушкин для меня — важный энергетический источник…


 

Александр Огарев
Александр Огарев Заслуженный артист России, режиссер

— Пушкина нам открыл, конечно, Анатолий Васильев. Я говорю «нам», потому что я стоял в ряду таких же неофитов, как и мои сокурсники, товарищи по Лаборатории. Когда мы начали работать над «Пушкинским утренником», Васильев предложил изучать Платона, мифологию, чтобы мы окунулись в тот духовный контекст, в котором существовал Пушкин. Ведь античные образы присутствовали в его мире точно так же, как например, няня Арина Родионовна или бочка ледяной воды, в которую он окунался. И чтобы это понять, нужно было впитать этот образный ряд. Мы чередовали Пушкина и Платона, и за счет этого начал открываться новый интеллектуальный и, прежде всего, сердечный объем, та свобода, с которой его душа металась по разным векам, мирам, та легкость, с которой он соединял современность и далекие от себя времена. Эта внутренняя свобода Пушкина и стала первым уроком его личности, как абсолютно гениальной. «Пушкинский утренник» — веселое коллективное сочинение, созданное из этюдов, в которых мы фантазировали на тему отношений между персонажами из стихов Пушкина. За счет этих отношений стихи оживали и переставали быть абстрактными.

Зачем нужно общение с гениями? Чтобы увидеть настоящую свободу, настоящий талант, настоящую смелость и ощутить бесконечную возможность роста и учебы.

В работе над спектаклем «Из путешествия Онегина» Васильев предложил другой, концептуальный подход. Здесь несколько трагических линий. Это и судьба самой поэмы «Евгений Онегин», пережившей «путешествие», в конце которого она превратилась в библию советской школьной литературы, со всем вытекающим отсюда нивелированием изначального замысла. Это и «путешествие» четырех главных героев «Евгения Онегина» как архетипов русской литературы, которые переросли в героев Достоевского, Гончарова, Тургенева, Булгакова… Я благодарен Анатолию Васильеву за то, что он научил нас относиться к Пушкину с не «обозначенным» интересом, а по-другому — глубоко и внимательно, открывая целые пласты.