Концерт-спектакль для детей и взрослых
В детской
Зал — «Глобус»
Продолжительность — 1 час, без антракта
Премьера — 26 июня 2013
Детство – одна из любимейших тем русской музыки и литературы. Концерт-спектакль “В детской” – это путешествие в волшебный мир детства, попытка увидеть его одновременно и глазами ребенка, и глазами взрослого человека. Здесь и лирические зарисовки, и жанровые сценки, и колыбельные, и басни, и сказочки.
Вы услышите шедевры камерной вокальной музыки русских композиторов XIX-XX вв. для детей и о детях – лучшее, что существует из так называемой «музыки для детей». Программу лишь условно можно назвать «детской», такова ее тематика, но не адрес. В равной степени она будет интересна как детям, так и взрослым. Это тот редкий случай в искусстве, когда произведения настолько совершенны, что понятны и доставляют наслаждение всем, от мала до велика.
Как точно заметил композитор Валерий Гаврилин, музыку для детей надо писать «без унизительной снисходительности, без упрощенчества, а просто и естественно. Дети не любят музыкальных слюнявчиков, они очень хорошо чувствуют их маленькое ханжество и потому, зачастую, предпочитают пользоваться музыкой для взрослых, в частности – «взрослыми» песнями. Умильный примитив, который так свойствен посредственной детской музыке, интересен только взрослым, но совершенно чужд детям».
Дмитрий Шостакович
Две басни Крылова написаны шестнадцатилетним Шостаковичем в годы учения в Ленинградской консерватории в 1922 году. До Шостаковича к басням Крылова обращались Рубинштейн, Ребиков и многие другие композиторы, однако, по мнению музыковедов, это самый удачный опыт работы с баснями Крылова.
Петр Чайковский
Сборник «Детские песни» Чайковского включает 16 песен. Все они, за исключением самой известной и популярной «Детской песенки» («Мой Лизочек»), написаны осенью 1883 года, когда композитор гостил у любимой сестры Александры Ильиничны в ее украинском имении Каменке. «Я пишу теперь сборник детских песен, о коем уже давно помышлял. Работа эта очень увлекает меня, и кажется, что песенки эти выходят удачно», — пишет Чайковский Н. Ф. фон Мекк.
«Детская песенка» написана в начале января 1881 года на стихи К. С. Аксакова, сына известного русского писателя, автора сказки «Аленький цветочек». Остальные песни, кроме «Ласточки», созданы на стихи А. Н. Плещеева. «Ласточка» написана на стихи поэта-самоучки И. Сурикова.
Сергей Прокофьев
Детская тема в творчестве Прокофьева занимает особое место, он автор огромного количества сочинений для детей: сказка Андерсена «Гадкий утенок» для голоса и ф-но, балет «Золушка», сборники фортепианных пьес «Сказки старой бабушки» и «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и волк» — первый путеводитель по оркестру для малышей.
«Три детские песни» — это яркие, живые зарисовки из жизни детей середины XX века, вызывающие живой отклик и у детей современных. Ведь дети остаются детьми во все времена.
Игорь Стравинский
В «Хронике моей жизни» Стравинский пишет: «Вернувшись после моей болезни в Россию, в Устилуг я чувствовал себя еще слишком слабым для большой, серьезной работы. Но, чтобы не оставаться в полной праздности, я всё же стал развлекаться и сочинять кое-какие небольшие вещи. Так, помнится, я написал в то лето три маленькие пьесы для голоса и рояля, которые… посвятил моим детям. Это были сочиненные мною мелодии; на темы их я часто импровизировал еще в давние годы, забавляя моих товарищей. Изо дня в день я все собирался их записать и вот теперь воспользовался досугом»
Песня «Сороченька» посвящена младшему сыну Святославу Сулиме-Стравинскому; «Ворона» — старшей дочери Людмиле, «Чичер-Ячер» — старшему сыну Федору.
Из первых печатных откликов: «Детская простота вокальной партии в соединении с изощренным аккомпанементом производит пикантное впечатление. Собственно, аккомпанемент по рисунку ясен и прост, но не раз ущипнет ухо непривычными созвучиями. При ближайшем же рассмотрении поразит та остроумная и в то же время железная логика, с которой композитор достигает этих созвучий. Все три песенки художественны по форме, очень образны, детски задорны и неподдельно веселы. Каждая в отдельности микроскопически коротка, но, взятые вместе, они образуют небольшой номер, могущий украсить собою концертную программу».
То же самое можно сказать и о цикле «Три истории для детей», посвященном младшему сыну композитора Святославу и законченному несколькими годами позже, в 1917 году. «Для моего младшего мальчика» — с нежностью пишет Стравинский.
Модест Мусоргский
Особое внимание хочется уделить абсолютному шедевру, кульминации концерта — циклу Мусоргского «Детская».
Трудно представить себе более искреннее, поэтичное, правдивое и психологически точное воплощение образов детского мира, с его радостями и огорчениями, обидами и переживаниями. Причем изумительный, психологически точный и остроумный текст написан самим композитором.
«Детскую» Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми Стасова, которого он часто посещал в те годы. Но написание цикла растянулось на несколько лет.
Первый номер, «С няней», Мусоргский посвятил «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Потом, в течение полутора лет, Мусоргский, был занят окончанием «Бориса Годунова». К «Детской» он вернулся лишь в начале 1870 г. и написал еще четыре пьесы: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьесы, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Были сочинены и еще две — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей». Но они утрачены, т. к. Мусоргский, часто исполнявший пьесы друзьям, так и не записал их.
Таким образом, цикл состоит из семи пьес. Это совершенно необычное, не имеющее аналогов произведение — ни песни, ни, тем более, романсы. Это вокально-поэтические миниатюры, сценки, передающие тончайшие оттенки речевой интонации, эмоции — настоящая мелодизированная речь, причем детская.
Шесть из семи номеров цикла имеют такие посвящения. «В углу» — В. А. Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, вскоре скончавшемуся. Его посмертная выставка вдохновила Мусоргского на создание одного из лучших его творений — цикла «Картинки с выставки». «Жук» посвящен руководителю Могучей кучки В. В. Стасову. «С куклой» — «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» — племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон грядущий» — Саше Кюи.«Поехал на палочке» — Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым — брату В. В. Стасова и его жене. Без посвящения остался лишь «Кот Матрос».
«Детская» была издана в 1873 году в оформлении И. Репина и получила широкое признание. Этот цикл — единственное произведение Мусоргского, при его жизни получившее восторженный отзыв Ф. Листа, который получил ноты «Детской» от издателя В. Бесселя вместе с произведениями других молодых русских композиторов. Мусоргскому сообщили, что «Детская» Листа «до такой степени расшевелила, что он полюбил автора и желает посвятить ему „une bluette“» (безделушку — фр.). Мусоргский пишет Стасову: «…Глуп я или нет в музыке, но в „Детской“, кажется, не глуп, потому что понимание детей и взгляд на них, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны. …Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениям, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить „Детскую“, а главное, восторгнуться ею: ведь все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком…».
Фото — Наталия Чебан
Создатели и исполнители
Автор идеи и музыкальный руководитель — Елена Амирбекян
Сопрано — Ольга Ермакова
Меццо-сопрано — Виктория Смольникова
Фортепиано — Елена Амирбекян
Помощник режиссера — Елизавета Иванова