По пьесе Клима
Медея
Зал — «Тау-зал»
Продолжительность — 1 час, без антракта
Премьера — 13 октября 2011
Спектакль в архиве
«Театр Медеи» — это современная поэтическая притча об отношениях Актера со Временем. Владимир Берзин — первый режиссер, поставивший это произведение в Москве.
Клим — режиссер и драматург, автор более тридцати пьес и работ о театре. Спектакли по его пьесам, зачастую переосмысляющим классические тексты — от Еврипида и Шекспира до Достоевского, поставлены во многих городах России и за рубежом.
Оксана Мысина: «Почему я репетирую “Театр Медеи”»?
«Однажды весной в Камергерском я повстречала Клима, и он дал мне читать свою «Анну Каренину». Я ехала в троллейбусе на переднем сиденье, и на коленях лежала увесистая рукопись страниц на триста, я прочла первые строчки — и дальше время и пространство изменили свой ход. Я попала в особенный мир, где фантазия и вольное движение мысли автора захватили меня в сладкий плен, и хрупкая атмосфера романа была притягательной настолько, что я забыла, куда ехала и зачем. Это было неважно. Каждая секунда времени была для меня наполнена открытиями, тонкость письма и виражи мысли поражали естественностью и глубиной. Это была настоящая большая литература, но не Достоевский и Толстой. Это написал тот самый парень, с которым мы случайно встретились напротив МХАТа, известный авангардист, ученик Эфроса и Васильева, — Клим. Несколько недель спустя, во МХАТе же, я увидела поразительный спектакль в постановке еще одного ученика этих же педагогов — Владимира Берзина. «Джульетта и ее Ромео» назывался этот спектакль, по пьесе Клима. Все там дышало свежестью и новизной: и стиль актерской игры, и многоступенчатые интеллектуальные навороты монологов шекспировских героев, заблудившихся в дебрях нашего времени. Заблистали новые имена — Егор Бероев — Меркуцио, Саша Семчев — в роли Хора. Этот авангардный спектакль был горячо принят тогда в театре Олегом Ефремовым и публикой.
Когда же я прочла «Девочку со спичками» Клима — современный монолог, поток сознания актрисы, сидящей на пустой сцене в полной темноте, то начала не в шутку мечтать о таком спектакле, мне показалась архитрудной и заманчивой эта затея — разбить все условности и стереотипы театра — свет, декорация, костюмы, музыка должны будут уступить место голосу актера, пронизывающему Пустоту. А пока я только мечтала, прекрасная актриса из Риги Татьяна Бондарева вместе с режиссером Алексеем Янковским сделали по этой пьесе спектакль. И я оказалась по ту сторону рампы. В Центре Мейерхольда, в темноте зрительного зала, я уносилась в другую реальность, вслушиваясь в пронзительную поэтику климовского текста. Но мечты мои были не совсем напрасными. Именно тогда Эльдар Рязанов дал мне роль мамы Андерсена, а она и была прообразом его сказки «Девочка со спичками».
Клима много и удачно ставит в Санкт-Петербурге и других городах России одаренный режиссер Алексей Янковский. Каждая их совместная работа — это прорыв в неизвестное. «Активная сторона бесконечности» и «Я… она… не я и я» с Александром Лыковым, спектакли омского «Пятого театра» и яркие моноспектакли с Татьяной Бондаревой. Когда в Москву привозят спектакли по пьесам Клима, залы набиваются как пчелиный улей. И после спектаклей, уже в узком кругу, все обязательно встречаются, общаются, обмениваются мнениями, потому что его пьесы вызывают неподдельное волнение. На этих встречах всегда бывает и Владимир Берзин, и его жена Татьяна Борисова.
В «Школу драматического искусства» я попала по вине Чехова и его юбилея. Дима Крымов и Саша Бакши позвали меня «хулиганить» в «Тарарабумбию». На первой же репетиции я была сражена наповал красотой этого сценического пространства, созданного уникальным художником Игорем Поповым, и сумасшедшим талантом актеров, занятых в репетиции. В этом театре жива культура отношений и трепет к профессии. Работая здесь третий сезон, не перестаю удивляться уникальности этого организма, где в одном пространстве соседствуют различные творческие лаборатории, вырабатывающие, порой в муках, свой индивидуальный почерк.
Владимир Берзин уже не раз испытывал на прочность драматургию Клима. Прекрасная работа молодой актрисы Ольги Хоревой в его спектакле «Аглая» неслучайна. На мое признание в неравнодушии к «Театру Медеи» Берзин ответил вопросом: «Так, когда мы завтра встречаемся?..»
«Театр Медеи» — пьеса, написанная для двух актрис. Я играю эту пьесу одна. В пьесе — две Медеи, одна — до убийства, другая — после. И две актрисы, которые пытаются эти роли примерить. Я играю одна, потому что мне интересно исследовать пограничное состояние человека, ту точку, после которой надо прыгнуть, чтобы научиться летать. В каждом из нас два существа, «два ангела, темный и светлый», два возраста — реальный и мнимый, два характера, один лояльный, другой провоцирующий, один — впадающий в неверие, другой — подстегивающий к движению вперед.
И еще один герой претендует на первенство в этой пьесе — Время. Время неумолимо, одна из актрис никогда так и не сыграла Медею. И поэтому она это Время вызывает на бой».
Клим, «Восемь из числа семь»
«длинные строкИ
короткИе
если серьезно то все это напоминает киномонтАж
большая гласная отнюдь не ударение А
некое зависаниЕ
раздумиЕ
возможность все изменИть
широко расправив крыльЯ
словно кондОр
вЫ
нет это не красование собой но особое недеяниЕ
особый взглЯд
выбор целИ
безмолвиЕ
а затем падЕние
словно камень в безднУ
чтобы у самого днА
у самой смертИ»
Фото — Наталия Чебан
Создатели и исполнители
Режиссер — Владимир Берзин
Моноспектакль Оксаны Мысиной
Пресса
Отзыв, ЖЖ Павла Руднева 12 октября
‘Theater of Medea’ Delves Into Actors, Not Myth The Moscow Times By John Freedman, 29 September 2011
«Глубина вранья чиновников дошла до абсурда» Виктор Борзенко, «Новые известия»