«Дачники» в ШДИ — особый взгляд
31 мая и 1 июня в театре состоялась премьера спектакля «Дачники» в постановке Заслуженного артиста РФ Александра Огарева. Спектакль, приуроченный к 150-летнему юбилею Максима Горького, стал глубоким и живым переосмыслением идей и высказываний выдающегося писателя и драматурга.
Пьесу «Дачники» Александр Огарев преподнес как универсальный российский сюжет, пунктирно проходящий сквозь XX век в наши дни. Пространство спектакля открывает художественные и исторические параллели с драматургией Чехова и творчеством поэтов и писателей 60-70-х годов. Этот взгляд из будущего – при всей азартной легкости тона – проникновенное высказывание режиссера о вечных и в то же время злободневных вопросах нашей жизни.
Александр Огарев поместил действие пьесы в некое застывшее время, на вечнозеленую дачную веранду советско-российского образца, талантливо придуманную художниками Александром Моховым и Марией Лукка. Динамичную жизнь пространства поддерживает виртуозная световая партитура Тараса Михалевского. Экспрессивную выразительность действия подчеркивает работа режиссера по пластике Льва Шелиспанского.
Блистательный ансамбль «дачников» звучит как полифония, в которой каждый персонаж имеет свою уникальную тему и значимость. В спектакле заняты: Андрей Финягин, Александрина Мерецкая, Александра Лахтюхова, Алексей Киселев, Игорь Лесов, Мария Викторова, Олег Охотниченко, Ольга Бондарева, Андрей Харенко, Дмитрий Репин, Ольга Малинина, Алина Чернобровкина, Роман Колбин, Алиса Рыжова, Рустам Эйвазов, Иван Товмасян, Евгений Любарский.
Ольга Эдуардовна Соколова:
«Идея постановки пьесы «Дачники» возникла у Художественного руководителя Лаборатории Александра Огарева и дирекции совместно, став обоюдно желанной. За 31 год жизни театра Горький впервые поставлен в «ШДИ», и для Александра Огарева это также первая режиссерская встреча с этим автором. Очень приятно, что проект не стал формальным спектаклем на тему юбилея, а душевно объединил всех участников почти на годовой творческий марафон.
Эта яркая премьерная постановка стала подтверждением высокого профессионального уровня и преданности общему театральному делу всех создателей спектакля. Спектакль получился щедрым на актерские удачи и открытия, красоту ансамбля и режиссерские придумки, талантливо сочиненные лидером проекта!
Хочется отметить плодотворное развитие сотрудничества Александра Огарева с замечательными художниками Александром Моховым и Марией Луккой;
Незаменимую роль в создании спектакля Тараса Михалевского как мастера высшего класса по театральному свету;
Успешный дебют в «ШДИ» хореографа Льва Шелиспанского!
Благодарю за личный значительный вклад в качественный и своевременный выпуск премьеры технического координатора проекта Кирилла Федорова!
Приятно подчеркнуть слаженность, постановочную культуру, энтузиазм и надежность всех цехов художественно-постановочной части под руководством Александра Владимировича Назарова!
Конечно, ощущение премьерной радости было бы не полным без подлинной творческой активности отдела по связям с общественностью под руководством Натальи Розенбаум, а также инициативы и ответственности службы по работе со зрителем, и непосредственного сердечного включения Натальи Кривонос и Виктории Апикянс!
Выражаю отдельную признательность заместителям директора Екатерине Борисовне Морозовой и Ахмету Валиулловичу Янузакову за бережное и заботливое отношение к сохранению настоящей творческой атмосферы в условиях конкретных, жестких правил театрального производства!
Поздравляю наш театр с качественно новой, смелой работой, обогатившей репертуар! Верю в зрителя, который под стать лабораторным поискам ШДИ не боится идти в новое литературное и сценическое пространство!»
Из интервью Александра Огарева для Риа-новости:
«Я никогда еще не ставил пьес Горького. Но это оказалось чрезвычайно интересно, и я не пожалел, что выбрал эту пьесу. У Горького, может быть, нет такого академизма, но зато есть дикая природа и страсть в отношении тех людей и событий, о которых он рассказывает. И главное, мне показалось, что пьеса очень актуальна сегодня».
Мария Позина, газета «Метро»:
«Герои Горького предстают осовремененными людьми — они пользуются видеокамерой и аудиомагнитофоном, танцуют джаз-модерн и даже зачитывают рэп. Прекрасно и выразительно художественное оформление сцены — в виде застекленной мрачной террасы, сквозь окна которой зрители наблюдают за персонажами, как будто подглядывают за чужой жизнью».
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва»:
«Спектакль в Школе Драматического Искусства до жути — злободневный. Грубые сравнения, так называемая «голая правда», которую Луначарский в своей статье, посвященной «Дачникам» называет «драмой о жестокой правде и ласкающем обмане», используют герои пьесы, особенно адвокат Басов (Андрей Финягин), и его сосед по даче — инженер Суслов (Игорь Лесов).
В спектакле Огарева любознательный, литературно подкованный зритель увидит много интересных параллелей, намеков. А для непосвященного зрителя будет просто интересно посмотреть красивую, забавную, изобретательную и остроумную постановку пьесы Горького «Дачники».
Мария Михайлова «Театрал»:
Пафос горьковской пьесы — развенчать никчемную интеллигенцию, – кажется, несколько устарел, в отличие от чеховского вневременного взгляда на человека. Поэтому, когда режиссеру Александру Огареву не хватает в тексте «буревестника революции» глубины, он запросто берет ее у Антона Павловича. И тогда, например, горьковская Соня (Алина Чернобровкина) вдруг произносит известный монолог совсем другой Сони — из «Дяди Вани».