Вера Мартынова: «Наивное действие об очень наивной любви»

Перед московской премьерой новой постановки лаборатории Дмитрия Крымова «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» художник спектакля Вера Мартынова рассказала о том, как создавалась сценография, откуда взялся фонтан и какую роль играет собачка.

— Трактовка «Сна в летнюю ночь» у лаборатории Крымова получилась нестандартная. У многих зрителей наверняка возникнет вопрос — о чём этот спектакль?

Вера Мартынова— Спектакль о… о любви. Я бы сказала так: хотелось сделать спектакль по технологии самодельного дельтаплана. Для этого взять несколько палок, гвозди, кусок целлофана или какой-то бумаги, верёвку. И склеить это всё можно воском. Или 88 клеем. На таких штуках летать нельзя вообще-то, но по всем законам мифологии — такие предметы летают. Вот и посмотрим.

— Как это будет выглядеть?

— Один мой друг, интересуясь новой работой, закричал, увидев фотографию: «Это же пустая сцена!». В смысле, где же то, над чем вы работали? Идеальная реакция на идеальную декорацию.
Сценография сделана из некрашеной фанеры. Но она не должна была так выглядеть по первоначальному плану… С ней нужно было неделю работать: красить и недокрашивать, приклеивать и отклеивать, и так далее. Но декорацию не успели собрать к началу репетиции, а мы так и оставили. На мой взгляд, получилось даже лучше, чем мы задумывали.

— На вашей афише для Эдинбургского фестиваля изображена собачка, делающая стойку у Шекспира на голове. Почему именно такой образ?

— Собачка — это артист спектакля. Его зовут Вениамин. И он имеет… прямое отношение к Шекспиру!

— В твоей работе был какой-то особенный источник вдохновения?

— Да. Главным источником вдохновения стала книга Ильи Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса». Мой взгляд на Шекспира перевернулся с ног на голову!

Я стала приверженцем «теории Рэтлендов». Она состоит в том, что Шекспир вовсе не был актёром из Стратфорда, который языков не знал, читать не умел, нигде не был… По этой теории, Шекспир — это странная пара мистификаторов: граф Роджер Рэтленд и его жена Елизавета, образованнейшие люди своего времени!

Даже если это не так, такую версию следовало бы выдумать.

Эта концепция стала для меня очень важным источником вдохновения. Вот, например, фонтан, который есть в спектакле — он из замка Бельвуар графства Рэтлендов. Сначала я думала, что нам нужно что-то напыщенное, какой-нибудь барочный фонтан с рыбами… А потом, просмотрев уйму картинок, гравюр и фотографий, я обнаружила прекрасный фонтанчик, который стоит несколько сотен лет рядом с замком. Я даже нашла старинные чертежи, по которым он сделан.

— То есть это ещё и спектакль о «шекспировском мифе»?

— По-моему, это всё не читается. (смеётся). Так, сон в летнюю ночь…


Беседовал Александр Кондратенко