Мцыри — детям Беслана
Спектакль Лаборатории Константина Мишина «Мцыри» стал участником благотворительного проекта «Театры — детям Беслана» в Республике Северная Осетия-Алания
Спектакль «Мцыри» Лаборатории Константина Мишина побывал на гастролях в Северной Осетии. Эта поездка коллектива театра стала незабываемой для каждого участника, потому что состоялась в рамках благотворительного проекта «Театры — детям Беслана». Спектакль был сыгран для детей и учителей, переживших в 2004 году террористический акт, унесший более трехсот жизней.
Ольга Эдуардовна Соколова, Директор театра «Школа драматического искусства» о гастролях:
— Для «Мцыри» это уже десятая поездка, и с полной уверенностью можно говорить, что репертуарный спектакль состоялся и как гастрольный проект. С выступлением в Беслане связана гамма чувств, которые выходят за рамки привычной радости от общения с новым зрителем. Я всегда — за эксперимент, и мы с интересом включились в акцию «Театры Москвы — детям Беслана», устроителем которой является Марк Дмитриевич Литвак.
Высокая внутренняя культура Константина Мишина и его группы, их ответственность перед зрителем любого возраста заранее позволяли быть уверенной, что театр с честью выступит в таком ответственном проекте. Едва сойдя с трапа самолета, мы поняли, что нас ожидает трагический маршрут: ведь мы сразу погрузились в горькую историю этого места. Кладбище Беслана — очень ухоженное и чтимое осетинами. Здесь хорошо видна культура народа. Почитание памяти на Кавказе доведено до высокого уровня: уважение, дань, горькая или светлая память — всё это в абсолютной величине. Мы побывали в новой школе, где продолжают обучение дети, пережившие трагедию. На ее территории много «островков», где есть разного рода напоминания о том времени, но, с другой стороны, сегодняшняя жизнь школы очень насыщенна: она постоянно развивается, школьники по-настоящему согреты любовью учителей. И мы тоже стали источником любви, которая им необходима сегодня. Приезжающие в рамках акции театры привносят свою долю оптимизма в жизнь этих школьников. И они растут не только с неизбежными и неосознанными воспоминаниями об ужасе прошлого, но и перспективой, и желанием войти в завтрашний день.
Встречи детей с творческими людьми — это уже традиция, которая формирует культуру и готовность ребят быть не просто в контакте с артистами, но становиться смелыми, раскованными, задавая вопросы, интересуясь. Четыре дня мы общались со школьниками, и это гражданское дело, которое мы честно делали, переросло в дружбу со школой Беслана. Несколько дней во Владикавказе прошли по-разному, но при полных зрительных залах, при уважительном и внимательном отношении со стороны Министерства культуры — в первый же день на спектакле была министр культуры Алании Мадина Эльбрусовна Атаева.
Градус теплоты и сердечности Осетии был чрезвычайно высоким. Для меня осетины — открытие. Это красивый, гордый, достойный, скромный и очень талантливый народ. Для Алана Кокаева, исполнителя роли Барса, Осетия — родина. Там его знают все: от зрителей спектакля до продавцов магазинов. Осетинский народ им гордится, а мы, в свою очередь, рады тому, что Алан работает в нашем театре.
Особенными эти гастроли стали для «Мцыри», и в том числе потому, что внутри спектакля у нас состоялось три дебюта. Группа спектакля очень работоспособная и собранная. Режиссер сделал ставку на трех молодых ребят — Рустама Эйвазова, Максима Неделко и Дмитрия Репина. Они в экстремальных условиях, за две недели, вводились в спектакль. Константин Мишин — это действительно Художественный руководитель, который правильно отнесся к ситуации, и мы, несмотря на внутренние трудности, с достоинством провели эти гастроли.
Для нашего театра гастроли в Беслане — честь. На прощание я написала ребятам и учителям в школьной стенгазете: «Родные наши, знайте, что в Москве у вас есть дом: Сретенка, 19». Я абсолютно уверена, что наше знакомство перерастет в нечто большее. Есть много разных идей, и все они — на воссоединение, на творческие и дружеские встречи.
Константин Владимирович Мишин, режиссер, Художественный Руководитель Открытой Лаборатории исполнительских искусств театра «Школа драматического искусства» о гастролях:
— Эта поездка стала особенной, потому что она нас изменила. Мы побывали в школе, где произошло это событие (в Осетии не говорят теракт, все называют его «событие»), и сразу испытали на себе воздействие этого места, внутри начали происходить перемены, переоценка отношения к жизни. Конечно, люди продолжают свой путь, но забыть это событие невозможно, оно стало тем порогом в их судьбе, который их кардинально поменял. Невозможно осознать степень жестокости тех, кто организовал в 2004 году преступление, направленное на детей. Начинаешь понимать, как хрупка человеческая жизнь, как хрупка человеческая судьба и как хрупка человеческая разумность. Сам текст поэмы «Мцыри» поразительно совпадает с этим событием: герой — молодой юноша — находится при смерти. Он рассказывает о трех днях своей жизни, но для него это блаженные дни, а для бесланских детей — ужасные. Кроме того, в тексте Лермонтова постоянное сопряжение молодости и смерти…
Мы играли спектакль перед необычным залом — перед людьми, которые не понаслышке знают, что такое смерть, и каждое слово поэмы попадало в сердце как зрителя, так и исполнителя. С самой первой секунды это был очень эмоциональный спектакль благодаря единению с публикой. И даже не вполне привычная форма для передачи поэмы Лермонтова была не помехой, а скорее помощью в размышлении о жизни и смерти в поэтической форме танца, визуального образа.
На следующий день у нас был мастер-класс. Мы приехали в новую отстроенную школу, и там дети, которые были на спектакле, задавали нам вопросы о «Мцыри», об актерской профессии, о кино… Они благодарили нас, и я знаю, что искренне. Для меня сыграть спектакль «Мцыри» для такой аудитории — это обнажить три искренности: искренность Лермонтова, мою искренность и искренность этих детей, в которой есть выражение любви к жизни, любви к молодости, к порыву, в удивлении жестокости бесчеловечного поступка.
Мне очень понравилась Северная Осетия, город Владикавказ с определенным неповторимым духом. Конечно, осетинский темперамент, гостеприимство — это замечательные качества такого народа, который не может оставить равнодушным. В Осетии привлекает именно та красота духа, которая через традицию передается от отца к сыну, из поколения в поколение.
Три спектакля, которые мы сыграли, прошли в удивительной тишине, внимании и взаимопонимании, что для меня было чрезвычайно важно. Спектакль во Владикавказе — это значимое событие как для самого спектакля, так и для меня как для артиста. Я благодарен и судьбе, и устроителям за этот опыт, за это сценическое происшествие в моей судьбе и судьбе спектакля «Мцыри».
Алан Кокаев, балетмейстер театра «Школа драматического искусства», исполнитель роли Барса в спектакле «Мцыри»:
— Мне было очень интересно впервые приехать на свою родину в гости в составе московской театральной труппы. К сожалению, эта поездка была связана с трагедией, и я благодарен организаторам этого мероприятия, руководству нашего театра и всей труппе за то, что они открыли сердце детям Беслана, все эти дни сопереживали им, забрали частичку их грусти вместе с собой. Каждый человек, унося с собой каплю того горя, помогает детям. Когда в 2004 году произошла та трагедия, я перешел в 11 класс владикавказской школы, и в моем сердце была частица того горя, а сейчас, снова приехав в Беслан, я оставил там частицу своего сердца уже как актер театра.
Я хорошо помню трагедию, знаю много детей, которые выжили в этой школе, потому что участвовал в их реабилитации, когда был в составе ансамбля «Маленький джигит». Я знаю все изнутри. Громко о трагедии не принято говорить, потому что это боль, а о том, что приносит боль, никто не говорит громко, но все об этом помнят. То, что случилось с нами, мы несем из года в год в себе, а те, кто приезжают к нам, напоминают нам о масштабности этой боли, трагедии. Прошло уже 11 лет, но трагедия не забыта, и мне кажется, что ее осознание только сейчас начинает ощущаться осетинами. А героев среди моего народа было много, прежде всего в Великую Отечественную войну. Мой дедушка воевал в Брестской крепости и вышел оттуда живым. Война в Южной Осетии в 2008… Осетины знают, что такое горе, и знают цену жизни.
На этих гастролях в спектакль вошли два новых исполнителя главных ролей. Я переживал, смогут ли актеры вжиться в роли, которые предусматривают сложное сочетание вокала, пластики и эмоций. И я могу с уверенностью сказать, что Рустам Эйвазов и Максим Неделко создали двух новых Мцыри, привнесли свою актерскую составляющую и представили образы в другом эмоциональном ключе. Мне кажется, все произошло удачно в данном случае.
Благотворительный проект «Театры — детям Беслана» был организован для психологической помощи детям Республики Северная Осетия-Алания. В течение несколько лет поддержать детей во Владикавказе приезжали театры из Москвы и других городов России, а также зарубежные коллективы.