Я/МЫ парящие

Выставочный проект представляет исполненные в смешанной технике живописные станковые холсты московского художника театра, кино и телевидения Ильи Евдокимова (род. 1973). В 1997 году Илья окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (мастерская мэтра отечественной сценографии С. М. Бархина).

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «парить» означает «держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях», а ироничное выражение «парить в облаках» подразумевает «предаваться фантазиям, мечтаниям». На картинах Евдокимова из серии «Летать» парящие атлеты, дирижабли и даже как будто целые здания, лишены дискредитирующей образы постмодернистской иронии. Наоборот, они полны искренней романтики и воодушевления, ностальгии по прошлым мотивам в искусстве соцреализма и соцмодернизма (А. Дейнека, А. Лабас, П. Вильямс и др.). Всё вместе это выглядит как грёзы о будущем, как парадоксальный синтез техногенной и природной реальности, словно увиденный во сне.

«Настоящий ретрофутуризм», — метко определил такие произведения Сергей Бархин. С раскинутыми как крылья руками «взлетающие» или «пикирующие» люди Евдокимова, то ли Гелиосы, то ли Икары, парят в свободной левитации между небом и землей, между прошлым и будущим, между удручающей фантазией и радостной мечтой. Их почти невесомая, стройная, физически безупречная субстанция создает атмосферу бесчисленных и нескончаемых «полетов», как бы плакатно постулируя этот вид футуристического передвижения в пространстве.

Подобный «тотальный» кинетизм эффектно дополнен грандиозными архитектурными «миражами», безграничными спортивными парадами, массовыми шествиями, наглядно воскресающими завораживающую атмосферу величественной урбанистической идиллии и телесного совершенства, активно и самозабвенно утверждаемых в отечественном искусстве 1930-х годов.

28 сентября —
28 октября

Текст — Елена Грибоносова-Гребнева