«Хочешь мира — готовься к войне или пьеса о предназначении человека»

Место действия
Сцена с красным деревянным полом. На заднем плане видна декоративная фигура человека.

Время действия
Наше время.

Сцена 1.
Доносится голос радио: «Мосул, второй по населению город Ирака, был взят в июне 2014 года… Численность задействованной в операции иракской армии насчитывала 85 тысяч солдат…».

На сцене: двое мужчин бьются на мечах. Их действия контролирует человек в образе ведущего увеселительного мероприятия с пультом в руках, иными словами некий «кукловод».

Такое начало тоже возможно для спектакля, премьера которого состоялась 9 июня в театре «Школа драматического искусства»: спектакль по пьесе Алексея Житковского «Битва за Мосул» (реж. Александр Огарев и Анастасия Кадрулева).

Правда, спектаклем это сложно назвать. Это, скорее, размышления на тему страха войны, который выражается через голос, музыку, танцы и жесты, то есть охватывает максимум чувств человека.

В начале зрителя встречает некий персонаж-трикстер (Дмитрий Репин), который с недвусмысленным акцентом пытается объяснить, что будет происходить. Вид и поведение у него — как у сегодняшних стендаперов, поэтому зрительный зал даже откликается на шутки.

У него в руках — пульт управления актерами, движения которых он может как останавливать, так и продолжить. За его спиной происходит некий «танец рыцарей» (намек на балет С. Прокофьева). Рыцари (Александр Хотенов и Евгений Любарский) порой синхронно вскрикивают, но их движения отточены и резки. В итоге «что-то пошло не так», пульт перестает работать и начинается само действие (кстати, пульт появится только в конце всей постановки, в середине действия про него можно забыть).

Герои действия выходят на сцену и через их слова до зрителя доносятся разные посылы: например «На войне пехота живет всего 10 минут». Не раз звучит фраза «мальчиков рожают на убой». Эти оценочные суждения сопровождают их действия; время от времени между персонажами возникает дискуссия: они ругаются, обнимаются, мирятся, шутят.

Композиция происходящего напоминает чередование сменяющих друг друга сцен: отрывки из разных пьес, прошедших событий. Однако присутсвуют в этом процессе и постоянные лица. Например, то ли олимпийская чемпионка в брендированном a la Russia спортивном костюме, то ли зритель-провокатор, который задает неудобные вопросы главе государства, то ли лицо, представляющее само государство, и цитирующее Конституцию. Эта девушка (Александрина Мерецкая) время от времени появляется на сцене и задает вопросы как бы «в небо», верховному правителю, обращаясь к нему «Господин Президент».

«Если этого никто не слышал, значит этого нет». В этой фразе, которая тоже несколько раз повторяется, кроется еще одна мысль, которую хочет донести режиссер: конформизм человека, желание избежать ответственности за свои поступки.

Впрочем сам Александр Огарев после спектакля попытался охарактеризовать основную эмоцию представления: «Боль, страдание — это всё наши чувства. Уважение и любовь к себе, эти чувства порой бывают притуплены. И стоит допустить одно неосторожное движение, и все сразу разрушится».

Конечно, тема вечного мира не является новой темой, но она как никогда актуальна. Если вы имеете желание поразмышлять над тем, что происходит в мире, задуматься о своей судьбе и судьбе своих детей, то этот спектакль способен дать вам пищу для ума.

Если вы опасаетесь того, что чего-то не поймете, не стоит переживать. Происходящее будет держать в напряжении ваше внимание и зрение. Человек разного возраста найдет здесь что-то свое.

И, конечно, нельзя забывать известное латинское выражение: «хочешь мира — готовься к войне»… скорее всего, к самой опасной войне: войне с самим собой.

Алексей Прегель,
кандидат философских наук.