«Екатерина» — взгляд сквозь столетия
«Екатерина» — третья премьера нового сезона, в котором «Школа драматического искусства» предлагает широкой публике спектакли молодых режиссеров.
Режиссер Максим Иванов, выпускник ГИТИСа, ученик народного артиста РФ Александра Галибина поставил в «Глобусе», вероятно самом необычном театральном зале Москвы, пьесу Елены Греминой «За зеркалом». В интервью ТАСС Максим отметил: «Уже второй раз судьба сводит меня с драматургией Елены Греминой: в первый раз „Дело корнета О-ва“ в театре „Центр драматургии и режиссуры“, теперь „За зеркалом“ — пьеса задела меня, вдохновила своей поэтикой… ».
Драма о венценосной Екатерине поднимает большие вопросы: о любви, об одиночестве на вершине власти, о неизбежности выбора между сердцем и долгом, о жертвенности. В истории всего три действующих лица, три характера, три судьбы: Екатерина — Екатерина Аликина, это поистине актерский триумф, роль выведена с царским размахом и темпераментом, фаворитка Брюс — заслуженная артистка РФ Мария Зайкова, блестяще сыграла роль коварного, но верного долгу, «серого кардинала». Эти актрисы (учились у Анатолия Васильева) покоряют зал мощной гротесковой игрой и энергетикой. Фаворита Сашеньку Ланского, последнюю большую и светлую любовь Екатерины, прекрасно воплотил молодой актер Алексей Славкин, явивший на сцене иную природу — чистую, полную юной неуверенности и обаяния, обреченную пасть жертвой придворного вертепа. Нельзя не восхитится талантом молодого артиста!
Расцветая комическими диалогами, спектакль корнями уходит в таинство библейских мотивов «Пещного действа», в современной версии Дмитрия Котова. Это серьезнейшая работа молодого композитора и хора театра. Дмитрий в этом наследует традиции, ведь он сын руководителя легендарного ансамбля «Сирин» Андрея Котова, создававшего вместе с Анатолием Васильевым «Плач Иеремии» и «Моцарт и Сальери».
Художник Мария Морозова, талантливо трансформировавшая «Глобус» в будуар Императрицы, ее жертвенное ложе, в пространство, символизирующее всю Россию, безусловно, внесла огромный вклад в успех спектакля.
Благодарим первых зрителей премьеры за внимание и интерес к новой постановке: начальника Управления театров и концертных организаций Департамента культуры города Москвы Наталью Дрожникову, Главу управы Мещанского района Дмитрия Башарова, народную артистку РФ Евгению Симонову, заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Эшпая, народного артиста РФ Александра Галибина, заслуженного деятеля искусств РФ Григория Гладкова, актрису театра им. Маяковского Зою Кайдановскую, руководителя ансамбля «Сирин», а также «Первый канал», телеканал «Культура» и театральных обозревателей.
Ирина Мишина «Musecube»
«Екатерина» — просто подарок для любителей барокко. Спектакль эмоционален и чувственен, наполнен аллегориями, невероятно красив (отдельное спасибо художнику-постановщику Марии Морозовой и художнику по свету Алексею Михалевскому) и лёгок. Длится постановка полтора часа, и вы, ручаюсь, не заметите, как пролетит это время. Но мыслей и чувств он поселит в вашей голове массу. Персонажи с завидной регулярностью общаются со зрителями, вовлекают их в происходящее, всячески рушат «четвёртую стену», и вот ты уже ощущаешь себя полноправным участником спектакля.
Как я понимаю, «Екатерина» — первая большая театральная работа Алексея Славкина, только что выпустившегося из «Щуки». Я видела его, и уверена: это начало большого пути. Екатерина Аликина и Мария Зайкова (женщины в мужских одеждах, что, как бы, даёт нам понять весомость и значение их героинь в стране) без всяких проблем «перетекают» из гротеска в жизненную правду и обратно. Странное ощущение: действительно кажется, что за этой троицей стоит целая страна.
Елена Посувалюк «Культурные новости столицы»
Спектакль очень зрелищный, необычный, в первую очередь благодаря тому, что сцена ШДИ «Глобус» задаёт сферическое решение… И, конечно, магнетизм образа Екатерины, немецкой принцессы, ставшей русской до мозга костей… Екатерина Аликина играет с открытым забралом, наотмашь, ярко эмоционально, рьяно, в постоянном диалоге с партнёрами и зрителями. Графиню Брюс, наперсницу и конфидента императрицы, исполняет внешне чем-то похожая на нее Мария Зайкова. Она добавляет в барочную оперу нотки доверительности за счёт живого общения с залом. В роли прекрасного, как херувим (что подчёркнуто сильным гримом) и отравленного в Зазеркалье Сашеньки Ланского — Алексей Славкин. Не могу не сказать ещё об одном персонаже — хоре. В первой половине — строго в чёрном, а в финале — в облачении, напоминающем жемчужного цвета стихари, придающем возвышенности их унисонному пению. Музыка молодого композитора Дмитрия Котова великолепна и величественна.
Влад Васюхин «Известия»
Особенность этого отточенного до мелочей зрелища еще и в том, что оно удачно вписано в зал «Глобус», который — почти как у Шекспира — имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса деревянных зрительских галерей.