«Донкий Хот» обживает Сретенку
Спектакли Лаборатории Дмитрия Крымова, шедшие на других площадках вне основного здания, переезжают на Сретенку. Уже в декабре «Смерть жирафа», «Торги» и «Сэр Вантес. Донкий Хот» можно будет увидеть в Тау-зале нашего театра. В январе к ним присоединится «Катя, Соня, Поля…», покидающий Центр Мейерхольда. Подробности переселения спектаклей нам поведал режиссёр Дмитрий Крымов.
Наталья Розенбаум: Дмитрий Анатольевич, московские старожилы рассказывают, что как-то раз, когда расширяли Тверскую — дом переехал…
Дмитрий Крымов: Да, на Пушкинской.
— Но представить себе, как дом ставят на колёсики и везут совершенно невозможно. А как переезжает спектакль? Ведь три спектакля Лаборатории перевозят с Поварской на Сретенку.
— Дом не ездит на гастроли, а мы всё-таки ездим, поэтому привычка есть. Наоборот, теперь дом как бы объединяется. На Поварской мы много лет играли в обстановке абсолютной бесхозности, там становилось всё хуже и хуже. Я очень благодарен «Открытой сцене» за то, что они нас оставляли там на протяжении шести лет под маркой театра. Долгое время мы играли там бесплатно — просто из хорошего отношения к нам лично, к нашей Лаборатории и к театру.
И хотя, конечно, там убирали стружки после «Дон Кихота», никакой службы, которая занимается чистотой и порядком, не было. Сколько раз мы там сами циклевали пол, красили стены, переделывали пол на сцене, вкладывая деньги, заработанные на гастролях. В конце концов, просто иссякает энергия. Поварская находится в совершенно убитом виде, последние год-полтора это просто свалка. И вот когда пожарные запретили играть спектакли в Пятой студии на Поварской, мы решили уехать в Тау-зал на Сретенке.
Ну что было делать, если запретили… В этой ситуации надо или отрезать пуповину, которая нас соединяет с этими спектаклями, чтобы воздушный шарик улетел, или же притянуть эту пуповину сюда, в дом, как мы и поступили. На эти спектакли ходят, их зовут на гастроли, несмотря на то, что они, в общем-то, идут довольно давно — они в силе..
— Кроме спектаклей с Поварской, на Сретенку переедет и Ваш спектакль «Катя, Соня, Поля…», который был поставлен и шёл в Центре Мейерхольда
— Мы там прожили три года. Руководство благоволило этому спектаклю, но Центр им. Мейерхольда не репертуарное заведение — у них свои планы, поэтому они нам выдавали остаточное расписание, которое не всегда совпадало с репертуаром Гаркалина и с возможностями нашего театра. Это максимально неудобно. Техники всегда были просто в ужасе: к каждому спектаклю им приходилось туда специально ехать, носить тяжелые декорации, которые не везде пролезают, а после спектакля увозить обратно, так как хранить декорации там негде. Там не дом, а гостиница. Мы каждый раз переносили спектакль из дома в гостиницу, потом — назад, и играли в гостинице.
Недавно мы повезли «Катю, Соню, Полю…» на гастроли в Тбилиси. Там был другой зал, а вышло всё очень хорошо. Спектакль приобрел какую-то компактность, новое дыхание… Я думаю, что и тут, на Сретенке, он встанет неплохо.
Возвращаясь к разговору о Поварской, надо сказать, что эти два зала, Тау-зал и Пятая Студия, очень похожи и какими-то чисто декорационными методами можно их максимально сблизить.
— То есть вы будете идти по пути «к Поварской»?
— Да, там нужно будет поставить сцену, потому что в «Торгах» есть люк. Я здесь больших конфликтов не вижу. Если бы мне этот зал показали за границей, пригласив эти три спектакля на гастроли, то я бы сказал: «конечно, только сделаем вот это, вот это и вот это». Вот мы и собираемся это сделать.
— Но у каждого театрального зала своя атмосфера…
— Ну да, конечно, на Поварской она была уникальна. Только на Поварской теперь сделали хостел. По отдельной лестнице, которую когда-то построили специально для зрителей, теперь ходят жильцы прямо во время спектакля. Спускаются и поднимаются. И это совсем уже лишено всякой ауры театральной…
— Ну а ностальгия? Ведь здесь были поставлены и шли Ваши первые спектакли?
— Мне больше нравится на Сретенке, в доме. И мне хочется показать этим спектаклям, где я без них живу. Как собачку привозишь. Она всегда жила на старой квартире, а теперь ей показать новую. Собачка та же.
— Изменятся ли переехавшие спектакли?
— Изменятся, конечно. Ну, надеюсь, не катастрофично. Может даже и в оживляющую их сторону. Хотя они идут, по-моему, нормально. Но хочется это проверить на новом месте. Во всяком случае, это помещение максимально для них подходит. Дальше дело за ними.
— А артисты не волнуются?
— Да нет, у них крепкие нервы (смеётся). Это я могу волноваться, а им-то чего.
Беседовала Наталья Розенбаум
Фото Наталья Чебан