«Антигона» – закон любви против закона власти

Константин Мишин. Интервью. Антигона-2
Совсем немного остается до премьеры спектакля Лаборатории Константина Мишина «Антигона». Эта Лаборатория театра развивает пластическое направление в сочетании с музыкой и драмой. Режиссер и его команда артистов, которые в тоже время являются танцорами и вокалистами, обратились к античной трагедии Софокла.

О понимании трагедии, её связи с современностью и принципах организации тела рассказывает режиссер Константин Мишин.

— Итак, Константин, каково же будет ваше прочтение текста, пришедшего к нам из античности?

— Это же вечный вопрос, как жить — по любви или по закону? От чего жизнь отстраивать, чему свою жизнь подчинить — любви или закону? Это вопрос не праздный. Вот кто прав: государственник, который укрепляет тираническую власть для того, чтобы его государство процветало, или человек, который ради божественного закона идёт ей наперекор, сопротивляется этой власти, сталкивается с ней?

Закон — это свод правил, который придуман человеком для тех или других нужд. Любовь — это чувство, это энергия, которое живет в принципе без правил. Это чувство течет туда, куда ему вздумается. Любовь гибнет, если наталкивается на машину закона, сталкивается с прогрессом. В корне прогресса лежит отрабатывание механизма, улучшение, усовершенствование механизма. Любовь это то, что в принципе не имеет механистической основы. Это чувство, оно не предсказуемо, его нельзя ни подчинить, ни наказать.

Закон любви Антигона называет «законом богов». Все персонажи, кроме Креонта, живут еще в мифологическом времени. Они живут с богами. А Креонт — это первый человек, который живет своей волей. Он всему знает цену, всему знает свое местоположение и знает, что все должно ему подчиниться. Во главу угла он ставит свою власть. Всё, что не помогает этой власти, является бесполезным. От этого в нем возникает этот вполне современный цинизм.

Можно сказать, что этот цинизм «убивает» детей, потомков, то есть — нас. Дети — это существа живущие мечтой и теряющие её, когда власть ставится во главу угла. Им становится некуда расти, развиваться. Получается, что им незачем жить.

— Скажите, какие художественные задачи вы ставите для себя?

— Скажем так: «бытовая» ситуация понятна в конфликте Антигоны и Креонта. Мы хотим найти пластическое выражение этого конфликта и довести его до знака, до символа.

Это было новым для нас. До этого спектакля, мы занимались тем, что связано с чувством, с телесной эмоцией — это все были яркие эмоциональные переживания. Здесь мы себе поставили задачу заняться более «интеллектуальным» телесным трудом, то есть когда в движении, в танце отражается символическая основа каждого персонажа, а не только его переживания.

Кроме того, в моем понимании, трагедия — это определенное ощущение души и трагическое состояние тела. Нам нужно было понять, как оно появляется.

— Какие у вас есть методы или принципы работы с телом?

— Думаю, что современный человек не знает, что такое его тело. Он телом занимается исключительно утилитарно — то есть не обращает никакого внимания. Некоторые люди на протяжении всей жизни своей щиколотки не трогали, а когда потрогают, наконец, то думают, «боже мой, какие интересные ощущения».

Театр ищет способ организовать тело так, чтобы оно было небытовым, сценическим. В работе Лаборатории мы используем два принципа организации тела — вес и ось.

Вес — это принцип организации относительно земли. Вес возникает в результате гравитации, в результате притяжения земли. От того, как человек манипулирует своим весом, зависит его психофизическое состояние, его ощущения, зависит его внешность. Если он мягко ступает по земле, то он становится кошкой, если он порхает над землей, то он становится птицей — это разные способы организации тела. От того, как человек организован относительно земли, возникает тот или иной образ, проявляющийся через человека.

Ось возникает тогда, когда тело выстраивается относительно неба… Человек может совпадать с этой осью, а может наклоняться, искривляться. От этого тоже меняется образ, можно даже сказать, что меняется личность человека.

Константин Мишин. Интервью. Антигона-1

— Итак, с помощью этих принципов, вы искали ощущение трагедии в теле?

— Да. Понятно, что если брать то время, когда это было написано и сегодняшнее время, то будет колоссальная разница восприятия тела. Другое напряжение тела, ощущение времени совершенно другое, совершенно другие ценности. Какие сегодня движения у человека? Держит смартфон в ладошке, убрал его, смотрит кому-то в глаза, потом опять взгляд опустил, смотрит в смартфон. Но трагедия не живет между глазами и смартфоном.


Беседовал Александр Кондратенко