Ник Берч. По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
Кафе Идиот
Сцена на Новослободской
Зал — Большой зал Мейерхольда
Начало — 20:00 (1 час, 30 мин без антракта)
Премьера — 29 мая 2015
Настроение спектаклю задает кроваво-философский роман Достоевского «Идиот». Что есть «Кафе Идиот»? Это некое место, в которое приходит зритель, может быть, даже не думая ни о каком романе, где с ним мистическим, достоевским образом начинают происходить разные вещи. Он заворожено наблюдает за движением мысли, эмоции или тела актера, следит за перемещением героев в костюмах в стиле фрик-кутюр, силится отличить многочисленных Рогожиных от Мышкиных, а Настасью Филипповну — от Аглаи.
Роман Достоевского разложен на многоголосые партии: Настасью Филипповну, Рогожина, Мышкина играют сразу несколько исполнителей. Они меняются и перетекают друг в друга, порой сливаясь в одну красную массу. Красный цвет потрясающе вместителен — это и страдание, и страсть, и любовь, и смерть; он вбирает в себя все, кроме белого — эти два цвета вступают в особые отношения в «Кафе Идиот».
Пересказать многослойный, насыщенный событиями детективный роман с помощью движений и образов — задача по-настоящему непростая. Однако узнавание атмосферы, эмоционального состояния, сюжетов происходит моментально, и в этом проявляется величие самого романа, который, оказывается, дает богатую фактуру для танцевального языка.
Эта постановка — своеобразный оммаж Пине Бауш, отсылка к спектаклю «Кафе Мюллер», манифесту визуального театра. Девушка с завязанными глазами, не ведающая, куда поведет ее импульс, и молодой человек, услужливо убирающий стулья с ее пути — что может ярче передать отношения Настасьи Филипповна и князя Мышкина?..
Александр Пепеляев, хореограф:
«Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. У нас нет ни одного слова из Достоевского. Мы можем оперировать только его темами. И мы не хотим и не можем рассказать роман, это бессмысленное занятие. Мы все равно ничего не сможем объяснить в театре. Мы можем сыграть сюжет, но самое важное происходит не в тексте».
Создатели
Постановка — Александр Пепеляев
Художник по костюмам — Сергей Илларионов
Медиа — Максим Яхонтов
Труппа Балет Москва (Театр Новая Опера) – один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на органичном синтезе классики и новаторства. В составе театра две труппы – классического и современного танца. В репертуаре – авторские работы российских и зарубежных хореографов, специально созданные для артистов Балета Москва.
Исполнители
Труппа современного танца театра «Балет Москва» (Театр Новая Опера)
Награды
2016
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Современный танец/Лучший спектакль»
Пресса
«Без дураков» (Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»)
«Кафе Идиот»: «Золотая Маска» показала один из ключевых танцевальных спектаклей сезона» (Виталий Гиззатулин, портал Dance.ru)
«Кафе Идиот»: красиво о трагичном» (Наталия Алейнова, портал Plugged In)
«Кафе Идиот»: кроваво-белый любовный треугольник по мотивам Достоевского» (Юлия Фокина, LocalDramaQueen)