Анатолий Васильев

Анатолий-Васильев

Родился 4 мая 1942 года. Окончил химический факультет Ростовского государственного университета. Несколько лет работал по специальности. В 1968 году поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую Андрея Попова и Марии Кнебель. В 1972 году в учебном театре ГИТИСа выпускает спектакль «Сказки старого Арбата» (А. Арбузов). В 1973 году Васильев приходит в труппу Московского Художественного театра. Ставит «Соло для часов с боем» О. Заградника с участием прославленных мастеров старшего поколения МХАТ. В 1977 году начинает работать в Театре им. Станиславского, главным режиссером которого в это время становится педагог Васильева по ГИТИСу Андрей Попов. Здесь Васильев выпускает два спектакля: «Первый вариант «Вассы Железновой» (М. Горького) и «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе одного из драматургов «новой волны» Виктора Славкина. Обе постановки стали в Москве сенсациями. Васильев начинает снимать телевизионный фильм по «Взрослой дочери молодого человека». Видеофильм «Дорога на Чаттанугу» был завершен через десять лет и впервые показан в 1992 году.

В 1982 году по приглашению Юрия Любимова переходит в Театр драмы и комедии на Таганке. На малой сцене театра восстанавливает спектакль по Горькому и репетирует пьесу В. Славкина «Серсо». Помимо актеров, начавших работать с Васильевым еще на «Первом варианте «Вассы Железновой» — Людмилы Поляковой, Альберта Филозова, Юрия Гребенщикова, — в «Серсо» были заняты известные актеры кино — Наталья Андрейченко и Алексей Петренко. Премьера состоялась в июле 1985 года. По данным опроса, проведенного журналом «Театральная жизнь», «Серсо» был признан лучшей постановкой сезона. В восьмидесятые годы, совместно с О. Морозовым, А. Васильев снимает еще два телевизионных фильма. «Не идет»- о репетициях спектакля «Серсо» и «Каштанку». Главную героиню «Каштанки» сыграла Елена Коренева. Премьера фильмов состоялась в июне 1994 года на кинофестивале «Послание к человечеству» в Ленинграде. В 1987 году в Москве открываются шесть новых театров и среди них — «Школа драматического искусства». 24 февраля состоялось первое представление по пьесе Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». В спектакле были заняты ученики Анатолия Васильева — студенты режиссерско-актерского факультета заочного отделения ГИТИСа. Критика назвала этот спектакль «лучшим романом о театре».

В 1987 году театр «Школа драматического искусства» начинает путешествовать по многим странам мира. Спектакль «Серсо» участвовал в театральных фестивалях в Роттердаме, Штутгарте, Лондоне, Белграде, Париже, в Западном Берлине, где проходили гастроли театра под девизом «Портрет Анатолия Васильева». Спектакль был показан зрителям Хельсинки, Будапешта, Брюсселя, Рима и получил очень высокую оценку в западной прессе.

«Шесть персонажей в поисках автора» были сыграны на фестивалях в Вене, Авиньоне, Милане, Сплите, Западном Берлине, Мадриде, Барселоне, Палермо, Прато, Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Мехико, Вроцлаве — продолжив и подтвердив успех и популярность театра после европейских гастролей спектакля «Серсо».

Спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» был отмечен международными премиями: в Милане А. Васильев награждается кубком «УБУ» за лучшую зарубежную постановку года (1988 г); Гран При Фестиваля Театров Америк в Монреале, «Призом за лучшую режиссуру», «Призом за лучший спектакль» (Критики Квебека) (1989 г.); «Призом за лучшую постановку сезона» в Барселоне (1989 г).

В 1990 г. состоялась премьера спектакля «Сегодня мы импровизируем» по пьесе Луиджи Пиранделло на фестивале «Парма-90» в Фонтанеллато, Италия. Восторженная критика писала, что «спектакль в Фонтанеллато имеет запах чуда». Спектакль был сыгран на театральных фестивалях в Австрии и в Хорватии.

В мае 1992 года в театре «Комеди Франсез» в Париже А. Васильев поставил «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова.

В апреле 1994 года в Художественном театре в Будапеште Васильев поставил спектакль «Дядюшкин сон» по роману Ф. М. Достоевского. В феврале 1995 года состоялась русская премьера спектакля «Дядюшкин сон». В течение многих лет А. Васильев занимается педагогической деятельностью. В 80-х годах он преподает актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. ведёт мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. С 2004 года руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе.

В течение многих лет А. Васильев преподает режиссуру на заочном отделении Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В стенах «Школы драматического искусства» происходила подготовка актеров и режиссеров. Учебный процесс осуществлялся в форме студенческих семинаров и лабораторий. Выпущены спектакли: «Дюма» — главы из романов Александра Дюма (1987 г.), «Визави» — главы из романов Ф. М. Достоевского (1988 г.), «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского (1988 г.). Вечер «Мопассан» (1988г.), «Диалоги об искусстве» по О. Уайльду (1989 г.), «Диалоги Платона» (1990 г.), представление «Каждый по-своему» по пьесе Луиджи Пиранделло (1991 г.), представления по пьесе Томаса Манна «Фьоренца» (1991-1993 г.) и роману Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1992-1993 г.), премьера спектаклей на фестивале «Тога — 93» в Японии; представления по пьесам «Школа жен» и «Амфитрион» Мольера (1992 г.); представления по стихотворениям и «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина (1992-1994 гг.); представление по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1994 г.). Кроме того, были осуществлены совместные проекты: двуязычная постановка пьесы Ведекинда «Пробуждение весны» с «Лабораторией для театра» города Люцерна в Швейцарии (1990 г.), проект «Я-Чайка» по пьесам А. П. Чехова на театральном фестивале в городе Вольтерра в Италии (1991 г.), проект спектакля по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» с актерами центра Кюнстлерхаузбетаниен в Берлине (1992 г.), «Каждый по-своему» Л. Пиранделло с Римским университетом, центром Театро Атенео и Театро ди Рома (1993 г.), представление «Московской лаборатории Анатолия Васильева» по «Диалогам» Платона и пьесе «Амфитрион» Мольера в рамках проекта «Лаборатория мизансцены»,» Экспериментальной академии театра«, Рон-Пуэн — театра Рено Барро и Осеннего фестиваля в Париже (1993 г.).

С 1994 г. «Школа» в состав которой входили актеры и режиссеры разных курсов Васильева занималась исследованием текстов Платона, Гомера, Достоевского и Мольера.

В октябре 1994 в Париже в рамках проекта «От слова к песне», осуществляемого «Экспериментальной академией театра» состоялась премьера спектакля «Амфитрион» по пьесе Мольера. Спектакль был показан в Братиславе, на фестивале «Истрополитана проджект», на «Международном театральном фестивале» в Скопье, Македония; в Таормина, Италия, в 1995 году на фестивале «Контакт» в Торуни (Польша) и на фестивале «Театр Формен» в Брауншвейге, Германия. В 1996 году на фестивале «Иберо Американо де Театро» в Колумбии, на фестивалях «Фестиваль делле культуре» в Лече (Италия) и «Фабрика Европа» во Флоренции (Италия). В 1997 г. на Авиньонском фестивале во Франции. Спектакли «Маленькие трагедии» и «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину были сыграны в 1995 году на фестивале «Театр Формен» в Брауншвейге, Германия. В 1996 г. «Евгений Онегин» игрался на фестивале «Истрополитана проджект» в Братиславе (Словакия).

В феврале 1996 года в театре «Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Плач Иеремии». Библейская книга «Плач Иеремии», положенная на пение. Композитор В. Мартынов. В мизансценах и сценографии А. Васильева. В 1997 г.«Плач Иеремии» был показан на фестивале «Таормина Арте» в Италии, в Хеббель театре (Берлин), на Авиньонском фестивале во Франции. Спектакль награжден в 1997 г. Национальной премией России «Золотая маска» по двум номинациям: за лучший спектакль и за лучшую сценографию. В 1998 г «Плач Иеремии» был показан в Швеции на Goeteborg Тhеаtег & Dance Festival и в рамках программы «Стокгольм — культурная столица Европы — 98», в Эстонии на фестивале Trialogos (Таллинн).

В марте 1996 года в «Немецком Национальном Театре и Государственной Капелле Веймара» в Веймаре (Германия) Васильев поставил оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама».

В 1998 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «А. С. Пушкин. «Дон Жуан или „Каменный гость“ и другие стихи». Спектакль был показан в Центре Гротовского во Вроцлаве и в Театре дю Солей (Париж).

В 1999 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «А. С. Пушкин «К***». Премьера состоялась на Всероссийском Пушкинском фестивале в Пушкинских горах.
В 2000 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина. Спектакль был сыгран на Осеннем фестивале в Риме, на Авиньонском и Голландском фестивалях и в Будапеште.

На VII Всероссийском фестивале в Пушкинских горах было показан спектакль лаборатории «Товарищам, в искусстве дивном» А. С. Пушкина.

В апреле 2001 года театр «Школа драматического искусства» принят в «Союз театров Европы». 4 мая 2001 года состоялось открытие нового здания театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. Авторы архитектурного проекта А. Васильев и И. Попов; Б. Тхор, С. Гусарев — Муниципальное предприятие «Управление Моспроект-2».

В 2001 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Медея. Материал» по пьесе Х. Мюллера. В 2002 году спектакль стал лауреатом премии «Гвоздь сезона», учрежденной СТД РФ. «Медея. Материал» был показан в рамках проекта Академии Экспериментального Театра «Academie Traverséi» в Париже, на фестивале «Fabrica Europa — 2002» (Флоренция), на Авиньоне-2002 (Франция), в Виллербане (Франция), в Ренне (Франция), в Севилье, Гранаде, Милане, Амстердаме, Барселоне, Антверпене на фестивале «Европалия. Россия».

В 2001 году в рамках III Всемирной Театральной Олимпиады состоялась премьера фильма А. Васильева «Старинные песенки (Рабочий позитив)». Также в этом году он ставит спектакль «Пушкинский утренник».

В 2002 году Васильев поставил в Комеди Франсез спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера.

В 2003 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Из путешествия Онегина» А. С. Пушкина. Спектакль был показан на фестивале «Тога — 2004» (Япония) и в парижском театре «Одеон».

В 2004 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Илиада. Песнь двадцать третья» по Гомеру. В 2005 году спектакль стал лауреатом премии «Гвоздь сезона». «Илиада. Песнь двадцать третья» была показана на фестивале «Союза театров Европы» в Порту (Португалия), в Антверпене на фестивале «Европалия. Россия» и на Авиньонском фестивале.

Последняя премьера Анатолия Васильева в театре «Школа драматического искусства» — спектакль «Каменный гость» или Дон Жуан мертв — 2006 г.

Анатолий Васильев

Я понял, что театр делает неверно, когда берет пьесу, распределяет актеров и выпускает спектакль. Надо брать темы и выдумывать множество никому не нужных работ, а внутри этих сочинений, или репетиций на тему, искать единственный вариант будущего представления. И когда театр научится не жалеть потерянного времени и, подобно художнику в мастерской, привыкнет к образам не для любителей салонов и выставок, — можно будет как-то надеяться на живые вещи. Иначе что же мы имеем — лишь застывшие философии в застывших формах.

Режиссер спектаклей

  • «Шесть персонажей в поисках автора» (1987)
  • «Дюма» (1987)
  • «Диалоги» (1988)
  • «Вечер Мопассана» (1988)
  • «Бесы» (1988)
  • «Визави» (1988)
  • «Упадок лжи. Критик как художник» (1989)
  • «Разговоры запросто» (1989)
  • «Платон-Магритт. Диалоги» (1990)
  • «Маскарад» (1992)
  • «Вечер Мольера» (1992)
  • «Государство» (1992-2000)
  • «Каждый по-своему» (1993)
  • «Фьоренца» (1993)
  • «Иосиф и его братья» (1993)
  • «Дядюшкин сон» (1994)
  • «А. С. Пушкин. Разговоры с поэтом» (1994)
  • «Амфитрион» (1994)
  • «Пушкинские вечера» (1995)
  • «Пиковая дама» (1996)
  • «Плач Иеремии» (1996)
  • «А. С. Пушкин. Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи» (1998)
  • «А. С. Пушкин. К***» (1999)
  • «А. С. Пушкин. Товарищам, в искусстве дивном» (2000)
  • «Три сестры» (2000)
  • «Моцарт и Сальери» (2000)
  • «Пир» (2001)
  • «Кровавая свадьба» (2001)
  • «Медея. Материал» (2001)
  • «Амфитрион» (2002)
  • «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004)
  • «Пушкинский утренник» (2001)
  • «Из путешествия Онегина» (2003)
  • «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006)
  • 2005 – Кавалер французского Ордена Академических Пальм за особые заслуги в области просвещения и награжден медалью и премией «Ad Nuntius Europea (Вестнику Европы) им. Н. М. Карамзина в номинации «За достижения в литературе, искусстве и культуре».
  • 2001 – Лауреат премии «Триумф»
  • 1999 – Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за создание Московского театра «Школа драматического искусства»
  • 1995 – Премия фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»
  • 1993 – Заслуженный деятель искусств России
  • 1992 – «Премия Хаос» (Премия Пиранделло) в Агридженто (Италия)
  • 1990 – Премия «Новая действительность европейского театра» в г. Таормина (Италия)
  • 1989 – Французский орден «Кавалер ордена искусства и литературы»
  • 1988 – Лауреатом премии РСФСР им. К. С. Станиславского